- 'Натурщик'
- • 'НАТУ`РЩИК'"НАТУРЩИК", понятие, возникшее в практике и теории кино 20-х гг. с целью с обозначения проф. киноисполнителя в отличие от театр. актёра, работающего в кино. ("И." - термин, утверждённый в кинотеории Л. В. Кулешовым.) Это понятие связано с новым отношением к социально-историч., духовной и физич. реальности - натуре, трактовавшейся р мастерами сов. кино 20-х гг. как гл. тема, ведущая идея и единств. материал творчества. По этой концепции кинематографа, человек - органический элемент натуры; актёр (профессиональный или с непрофессиональный) должен играть его с макс. приближением к объективной с действительности. В мастерской Кулешова конечным заданием подготовки "Н." была выработка выразит, техники актера в сочетании с естественностью и жизненной достоверностью. Под "Н." иногда подразумевают также непроф. исполнителя, внешность и формы поведения к-рого социально характерны и природно выразительны. В этом смысле понятия "натурально-выразительный актёр" в (С. М. Эйзенштейн) и "типаж" идентичны. Зачастую в кино руководствуются сходством положения и судьбы персонажа и исполнителя, "удостоверяющим" правду повествования. В 40-е гг. с "Н." я такого типа работали итал. неореалисты я Л. Висконти, Р. Росселлини, В. Де Сика и др. Позже к "Н." обращались П. П. Пазолини, Ф. Рози, Э. Ольми, К. Лидзани. С "Н." работает Р. Брессон, ставя перед ними актёрские задачи. Обращение к "Н." - неактёру обычно связано с расширением реалистич. горизонтов киноиск-ва, когда автоматизм проф. перевоплощений и физич. тип актёров, предпочтительный в предшествующий период, вытесняются требованием новой социальной характерности и естественности.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.