- МЕКАСЫ
Ме́касы (Mekas). американские режиссёры, братья: Йонас (р. 24.12.1922), Адольфас (р. 30.5.1925). Родились в Литве. В годы Второй мировой войны были высланы в Германию, в 1950 переехали в США. Йонас Мекас начинал как кинокритик, вёл рубрику кино в издании нью-йоркской богемы «Виллидж войс», в 1955 основал журнал «Film culture», который поддерживал антиголливудские тенденции в американском кино как традиционно реалистические, так и сугубо экспериментальные. Адольфас Мекас начинал как писатель, затем также обратился к кино. Мекасы способствовали формированию на рубеже 5060-х гг. «нью-йоркской школы», а затем «подпольного кино» США (см. Альтернативное кино), ставили самостоятельно короткометражные и полнометражные, главным образом пародийные, ленты (Йонас «Оружие деревьев», 1962; Адольфас «Поплачем», 1961, «Аллилуйя холмов», 1962, «Двуствольный детектив», 1966, и др.). Наиболее значительная работа Мекасов экранизация поставленного в «Ливинг тиэтр» антивоенного спектакля «Бриг» (по пьесе К. Брауна «Корабельная тюрьма», 1964). Фильм был снят за одну ночь после спектакля, последнего в США. Прогрессивные антибуржуазные мотивы, выражавшие оппозиционные настроения различных слоев американского общества, отчётливо звучали также в фильмах Адольфаса Мекаса «Анемоны» (1969) об американском солдате, дезертирующем в знак протеста против войны во Вьетнаме, и «Товарищи женщины и товарищи мужчины» (1970) полнометражный документальный фильм о Кубе. Вместе с тем идейно-художественные взгляды братьев Мекасов отличаются противоречивостью и непоследовательностью, что особенно ярко проявилось в лентах, смонтированных на основе материалов, снятых во время их туристической поездки в СССР в 1971.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.