- МЕЛЬВИЛЬ Жан Пьер
Мельви́ль Жан Пьер (Merville), настоящая фамилия Грумбах (Grumbach) (20.10.19172.8.1973), французский режиссёр, продюсер. В кино с середины 40-х гг. Первый фильм короткометражная лента «Двадцать четыре часа из жизни клоуна» (1946). Известность получил после фильма «Молчание моря» (по Веркору, 1948). В 1950 экранизировал роман Ж. Кокто «Трудные дети». Фильм стал интересным опытом использования музыки в кино и организации кинопространства. Мельвиль испытал сильное влияние американского гангстерского кино в таких работах, как «Боб-прожигатель» (1955), «Полицейский осведомитель» (1963), «Самурай» (1967). В них он пытался перенести акцент со стороны чисто сюжетной на психологическую, создать образ гангстера-аутсайдера, «благородного преступника», не способного найти точек соприкосновения ни с обществом честных людей, ни с себе подобными («Второе дыхание», 1966). Однако в некоторых фильмах гангстерская тема вырождалась в чисто техническую, ремесленную эксплуатацию жанра. В фильме «Леон Морен священник» (по Б. Бек, 1961) Мельвиль отказался от детективной структуры, концентрируя своё внимание исключительно на психологии, внутреннем конфликте героя. Важным этапом в творчестве Мельвиля был фильм «Армия теней» (по Ж. Кесселю, 1969) о деятелях французского Сопротивления. Художественный опыт Мельвиля оказал существенное влияние на молодое поколение режиссёров «новой волны», в частности на Ж. Л. Годара, снявшего его в своём фильме «На последнем дыхании» (1960) в роли писателя.
Другие фильмы:
«Когда ты прочтёшь это письмо» (1953), «Два человека в Манхэттене» (1959), «Фершо-старший» (1963), «Красный круг» (1970), «Полицейский» (1972).Литература:
Melville on Melville, ed. R. Nogueira, L.N.Y., 1971.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.