Pasolini, Pier Paolo

Pasolini, Pier Paolo
• ПАЗОЛИ`НИ (Pasolini) Пьер Паоло
(5.3.1922 - 2.11.1975)
   итал. режиссёр, сценарист, теоретик кино. Окончил Болонский ун-т. В 50-х гг. получил известность как прогрес. писатель, публицист и поэт. В 1954 - 62 участвовал в создании 15 сц. ф., в т. ч. "Бурная ночь" (по своему роману, реж. М. Болоньини, 1959) и "Долгая ночь 1943 года" (реж. Ф. Ванчини, 1960). С нач. 60-х гг. кино стало основным в творчестве П. Как режиссёр дебютировал в 1961 ф."Нищий" ("Аккаттоне", гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1962), а в 1962 пост. ф. "Мама Рома" с А. Маньяни в гл. роли. В этих ф., а также в сатирич. новелле "Овечий сыр" (вошла в ф. "РоГоПаГ", 1963) П. перенёс на экран проблематику и поэтику своих лит. произведений. Его герои - деклассированные обитатели римского дна, отверженные бурж. общества. Пытаясь слить воедино коммунистич. и христианские идеалы, П. изображал своих героев обречёнными на гибель совр. мучениками, своими страданиями искупающими грехи капиталистич. мира. Эти ф., как и последующие, П. ставил по собств. сц., часто сам подбирал или писал музыку, иногда снимался в них. Наряду с актёрами роли в этих ф. играли непроф. исполнители. Несмотря на приёмы, близкие неореализму, страстный социальный протест и антибуржуазность, фильмы П. из-за натурализма деталей, обречённости героев, патологичности нек-рых характеров заставляли вспомнить не столько о школе неореализма, сколько о традициях итал. веризма. Ф. "Евангелие от Матфея" (1964, спец. пр. Мкф в Венеции) - своеобразная трактовка евангельского сюжета. Христос у П.- бунтарь, борец против притеснения народа, фон ф. напоминает нищую юж.-итал. деревню, римские легионеры - гитлеровских оккупантов. Во всех произв. П. звучали мотивы личной трагедии художника, мятущегося бурж. интеллигента, осознающего свои слабости, но неспособного их преодолеть. Идейные шатания П. особенно проявились в ф.-притче "Птицы - большие и малые" (1966), где наметился его "отказ" от всякой идеологии. В выдержанных в некоем вневременном стиле ф. "Царь Эдип" (1967) и "Медея" (1969) звучат трагические автобиографические, а также и фрейдистские мотивы. Ф.-притчи "Теорема" (1968) и "Свинарник" (1969) - осуждение жестокости и бездуховности общества потребления, бурж. лицемерия. Однако на первый план в них часто выступают элементы эротики и натурализма. Эта тенденция проявилась и в "трилогии" П.- экранизациях "Декамерона" (по Дж. Боккаччо, 1970, спец. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1971), "Кентерберийских рассказов" (по Дж. Чосеру, 1971, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1972) и в ф. "Цветок тысячи и одной ночи" (1973, спец. пр. Мкф в Канне, 1974). Трагич. противоречивость творчества П. особенно ярко выражена в его последнем ф. "Сало, или 120 дней Содома" (1975) - экранизации романа де Сада, действие к-рого перенесено в последние дни режима Муссолини. Обличая фаш. палачей, режиссёр, однако, сконцентрировал внимание на сценах, проникнутых болезненной эротикой и садистской жестокостью. Неофашисты неоднократно угрожали режиссёру расправой. В 1975 П. был убит в Риме при невыясненных обстоятельствах. В своихмногочисл. работах в области теории кино и критики, в исследованиях о киноязыке П. в целом стоял на позициях, близких марксистской эстетике. Исполненное трагич. мироощущением и острыми противоречиями творчество П., сама его фигура как писателя, поэта, кинорежиссёра, антифашиста и демократа занимают особое, не утрачивающее своего значения место в совр. прогрес. культуре Италии. Творчеству П. посв. док. ф. "Пазолини из плоти и крови" (1967, реж. Дж. Б. Соларе).
   Др. ф.: док.- новелла в ф. "Ярость" (1963), "Разговоры о любви" (1965), "Путевые заметки по поводу фильма об Индии" (1968, т/ф), "Заметки на тему африканской "Орестеи"" (1969), "Наброски романа о нечистотах" (1970), "Крепостные стены Саная" (1974); худож.- новелла "Вид на Землю с Луны" (в ф. "Колдуньи", 1966), новелла "Что за облака!" (в ф. "Каприччио по-итальянски", 1968), новелла "Эпизод с бумажным цветком" (в ф. "Любовь и ярость", 1969).
   ◘ Богемский Г., Богемская А., Метаморфозы Пазолини, "Иностр. лит-ра", 1975, № 3; Баскаков В., Обличитель и жертва, в сб.: Мифы и реальность, в. 6, М.. 1978; Petraglia S., P. P. Pasolini, Firenze, 1974; Ferrero A., Il cinema di.P. P. Pasolini, Venezia, 1977; Bertini A., Teoria e tecnica del film in Pasolini., Roma, 1979; Bellezza D., Morte di Pasolini, Mil., 1981.
   Г. Д. Богемский.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Pasolini, Pier Paolo" в других словарях:

  • Pasolini,Pier Paolo — Pa·so·li·ni (pä sō leʹne), Pier Paolo. 1922 1975. Italian writer and director whose films, including The Gospel According to St. Matthew (1964) and The Decameron (1971), reflect on religion, class, and sexuality. * * * …   Universalium

  • Pasolini, Pier Paolo — (1922 1975)    Poet, playwright, novelist, painter, essayist, film director. Although he would become one of the foremost directors to emerge in the second wave of postwar Italian cinema in the early 1960s, Pasolini came to cinema relatively late …   Guide to cinema

  • Pasolini, Pier Paolo — (1922 1975)    Poet, playwright, novelist, painter, essayist, film director. Although he would become one of the foremost directors to emerge in the second wave of postwar Italian cinema in the early 1960s, Pasolini came to cinema relatively late …   Historical dictionary of Italian cinema

  • Pasolini, Pier Paolo — (1922–1975)    Director, novelist, poet, and critic, Pierpaolo Pasolini was born and educated in Bologna and studied first art history and then (after an interlude in which he was drafted into the Italian army) modern literature. After graduating …   Historical Dictionary of modern Italy

  • Pasolini, Pier Paolo — born March 5, 1922, Bologna, Italy died Nov. 2, 1975, Ostia, near Rome Italian film director, poet, and novelist. He wrote novels about Rome s slum life as well as a significant body of poetry. Pasolini became a screenwriter in the mid 1950s,… …   Universalium

  • Pasolini, Pier Paolo — ► (1922 75) Escritor y director cinematográfico italiano. Luchó para la revalorización de la creación popular como expresión de la realidad. En su poesía destacan Diarios de P. P. Pasolini (1945) y ¿Dónde está mi patria? (1949), entre otras. Obra …   Enciclopedia Universal

  • Pasolini, Pier Paolo —  (1922–1975) Italian writer, actor, and film director …   Bryson’s dictionary for writers and editors

  • Pasolini, Pier Paolo — (Bologna 1922 Roma 1975) scrittore, saggista e poeta ; regista cinematografico; anima delle riviste “Officina” e “Nuovi Argomenti”. collab./opere: “Paragone”, “Il Mondo”, “Giovedì”, “Il Punto”, “Tempo” …   Dizionario biografico elementare del Novecento letterario italiano

  • Pier-Paolo Pasolini — Pour les articles homonymes, voir Pasolini (homonymie). Pier Paolo Pasolini …   Wikipédia en Français

  • Pier Paolo Pasolini — (* 5. März 1922 in Bologna; † 2. November 1975 in Ostia) war ein italienischer Filmregisseur, Dichter und Publizist. Inhaltsverzeichnis 1 Leben 1.1 Kindheit und Jugend …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»