- ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло
Пазоли́ни Пьер Паоло (Pasolini) (5.3.19222.11.1975), итальянский режиссёр, сценарист, теоретик кино. Окончил Болонский университет. В 50-х гг. получил известность как прогрессивный писатель, публицист и поэт. В 195462 участвовал в создании 15 сценариев фильмов, в том числе «Бурная ночь» (по своему роману, режиссёр М. Болоньини, 1959) и «Долгая ночь 1943 года» (режиссёр Ф. Ванчини, 1960). С начала 60-х гг. кино стало основным в творчестве Пазолини. Как режиссёр дебютировал в 1961 фильмом «Нищий» («Аккаттоне», главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1962), а в 1962 поставил фильм «Мама Рома» с А. Маньяни в главной роли. В этих фильмах, а также в сатирической новелле «Овечий сыр» (вошла в фильм «РоГоПаГ», 1963) Пазолини перенёс на экран проблематику и поэтику своих литературных произведений. Его герои деклассированные обитатели римского дна, отверженные буржуазного общества. Пытаясь слить воедино коммунистические и христианские идеалы, Пазолини изображал своих героев обречёнными на гибель современными мучениками, своими страданиями искупающими грехи капиталистического мира. Эти фильмы, как и последующие, Пазолини ставил по собственным сценариям, часто сам подбирал или писал музыку, иногда снимался в них. Наряду с актёрами роли в этих фильмах играли непрофессиональные исполнители. Несмотря на приёмы, близкие неореализму, страстный социальный протест и антибуржуазность, фильмы Пазолини из-за натурализма деталей, обречённости героев, патологичности некоторых характеров заставляли вспомнить не столько о школе неореализма, сколько о традициях итальянского веризма. Фильм «Евангелие от Матфея» (1964, специальная премия международного кинофестиваля в Венеции) своеобразная трактовка евангельского сюжета. Христос у Пазолини бунтарь, борец против притеснения народа, фон фильма напоминает нищую южно-итальянскую деревню, римские легионеры гитлеровских оккупантов. Во всех произведениях Пазолини звучали мотивы личной трагедии художника, мятущегося буржуазного интеллигента, осознающего свои слабости, но неспособного их преодолеть. Идейные шатания Пазолини особенно проявились в фильме-притче «Птицы большие и малые» (1966), где наметился его «отказ» от всякой идеологии. В выдержанных в некоем вневременном стиле фильмах «Царь Эдип» (1967) и «Медея» (1969) звучат трагические автобиографические, а также и фрейдистские мотивы. Фильмы-притчи «Теорема» (1968) и «Свинарник» (1969) осуждение жестокости и бездуховности общества потребления, буржуазного лицемерия. Однако на первый план них часто выступают элементы эротики и натурализма. Эта тенденция проявилась и в «трилогии» Пазолини экранизациях «Декамерона» (по Дж. Боккаччо, 1970, специальная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1971), «Кентерберийских рассказов» (по Дж. Чосеру, 1971, главная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1972) и в фильме «Цветок тысячи и одной ночи» (1973, специальная премия международного кинофестиваля в Канне, 1974). Трагическая противоречивость творчества Пазолини особенно ярко выражена в его последнем фильме «Сало́, или 120 дней Содома» (1975) экранизации романа де Сада, действие которого перенесено в последние дни режима Муссолини. Обличая фашистских палачей, режиссёр, однако, сконцентрировал внимание на сценах, проникнутых болезненной эротикой и садистской жестокостью. Неофашисты неоднократно угрожали режиссёру расправой. В 1975 Пазолини был убит в Риме при невыясненных обстоятельствах. В своих многочисленных работах в области теории кино и критики, в исследованиях о киноязыке Пазолини в целом стоял на позициях, близких марксистской эстетике. Исполненное трагическим мироощущением и острыми противоречиями творчество Пазолини, сама его фигура как писателя, поэта, кинорежиссёра, антифашиста и демократа занимают особое, не утрачивающее своего значения место в современной прогрессивной культуре Италии. Творчеству Пазолини посвящен документальный фильм «Пазолини из плоти и крови» (1967, режиссёр Дж. Б. Соларе).
Другие фильмы:
документальные новелла в фильме «Ярость» (1963), «Разговоры о любви» (1965), «Путевые заметки по поводу фильма об Индии» (1968, телефильм), «Заметки на тему африканской Орестеи» (1969), «Наброски романа о нечистотах» (1970), «Крепостные стены Саная» (1974); художественные новелла «Вид на Землю с Луны» (в фильме «Колдуньи», 1966), новелла «Что за облака!» (в фильме «Каприччио по-итальянски», 1968), новелла «Эпизод с бумажным цветком» (в фильме «Любовь и ярость», 1969).Литература:
Богемский Г., Богемская А., Метаморфозы Пазолини, «Иностранная литература», 1975, № 3;
Баскаков В., Обличитель и жертва, в сборнике: Мифы и реальность, в. 6, М., 1978;
Petraglia S., P. P. Pasolini, Firenze, 1974;
Ferrero A., Il cinema di P. P. Pasolini, Venezia, 1977;
Bertini A., Teoria e tecnica del film in Pasolini, Roma, 1979;
Bellezza D., Morte di Pasolini, Mil., 1981.Г. Д. Богемский.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.