- РЕНЕ Ален
Рене́ Ален (Resnais) (р. 3.6.1922), французский режиссёр. Первый любительский фильм «Фантомас» снял в 1936. Учился на актёрских курсах Р. Симона и в ИДЕКе. Снимал экспериментальные фильмы «Схема идентификации» и «Открыто на учёт» (короткометражный) оба 1946. Работал монтажёром. Поставил короткометражные фильмы о художниках, в том числе «Ван Гог» (1948, премия международного кинофестиваля в Венеции, премия Оскар»), и «Герника» (по картине П. Пикассо, 1949, с Р. Эссенсом). В фильме «Статуи тоже умирают» (1952, с К. Маркером, премия им. Виго, 1954), посвящённом африканскому искусству, прозвучали антиколониалистские мотивы, что привело к запрещению его цензурой. Тема обличения фашистского варварства, выраженная в «Гернике», с новой силой возникла в короткометражном фильме «Ночь и туман» (1956, премия им. Виго) публицистическом документе о фашистских лагерях смерти. Среди других документальных фильмов «Гоген» (1950), «Вся память мира» и «Тайна 15 цеха» (1957), Песнь о стироле» (1958). Для режиссёрской манеры Рене характерны документальная точность и в то же время поэтическое преображение действительности, развитие лирических мотивов. Первый полнометражный игровой фильм Рене «Хиросима, любовь моя» (1959, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне), рассказывающий историю трагической любви в мире, истерзанном войнами, измученном памятью о прошлых страданиях и страхом перед атомным уничтожением человечества, отмечен пацифистскими тенденциями. Этот фильм стал новаторским в области киноязыка: свободное чередование настоящего и прошедшего, реального и воображаемого, музыкально-полифоническое развитие поэтических тем, сложноассоциативные ходы мысли и т. д. Фильм дал основание причислять Рене к направлению «новой волны». В фильме «В прошлом году в Мариенбаде» (1961, сценарист А. Роб-Грийе, главная премия международного кинофестиваля в Венеции) поэтические темы приобретают чрезмерно отвлечённый и зашифрованный характер. Французская критика усматривает связь между стилистикой фильмов Рене и школой «нового романа». В фильме «Мюриэль, или Время возвращения» (1963, премия международного кинофестиваля в Венеции) режиссёр вновь обратился к конкретной, реальной действительности. В фильме «Война окончена» (1966) Рене затронул ряд острых вопросов современной политической жизни. В 1967 с группой прогрессивных французских режиссёров Рене принял участие в создании художественно-документального фильма «Далеко от Вьетнама», обличающего американский милитаризм. Фильм «Люблю тебя, люблю» (1968) в фантастической форме развивает тему возвращения человека к своему прошлому. В фильме «Ставиский» (1974) через биографию известного авантюриста Рене сделал попытку воссоздать политическую обстановку во Франции накануне фашистского путча в феврале 1934. В фильме «Провидение» (1977, с Великобританией, премия «Сезар») в формах «потока сознания» изображён хаотический внутренний мир современного английского писателя, травмированного абсурдностью и жестокостью окружающей его жизни. В 1980 поставил фильм «Мой американский дядюшка» (специальная премия и премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне), в котором, опираясь на теорию профессора А. Лабори, исследовал биологические основы человеческого поведения. В 1983 снял фильм «Жизнь роман», в 1984 «Любовь до смерти». В 1976 Рене награждён Большой премией французского кино.
Литература:
Ален Рене. Сборник, М., 1982;
Armes R., The cinema of Alain Resnais, L.N.Y., 1968;
Bounoure G., Alain Resnais, P., 1967;
Ward J., Alain Resnais; or The theme of time, L., 1968;
Monaco J., Alain Resnais. The rôle of imagination, L.N.Y., 1978.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.