- Saura, Carlos
- • СА`УРА (Saura) Карлос(р. 4.1.1932)исп. режиссёр. Работал фотографом. С 1955 снимал док. фильмы. В 1957 - 64, по окончании мадридского Ин-та изучения и практики кинематографии, преподавал на кафедре режиссуры (в 1964 был уволен за демократич. убеждения). Герои фильмов С. духовно богатые люди, не принимая франкистский режим, отгораживаются от окружающей действительности. Вслед за к/м ф. "Воскресный вечер" (1957) и"Куэнка" (1958) вышли ленты "Бродяги" (1960) и "Плач по бандиту" (1963). Широкую известность принёс режиссёру ф. "Охота" (1965, пр. Мкф в Зап. Берлине) о роковых противоречиях общества, таящихся за видимым благополучием. В этой ленте С. выводит галерею людей, живущих в мире, рождённом их сознанием и причудливо преломляющем реальность. Несчастья, причинённые людям гражд. войной, заставляют замкнуться в себе героев ф. "Замороженная мятная лепёшка" (1967, пр. Мкф в Зап. Берлине) и "Кузина Анхелика" (1973, пр. Мкф в Канне, 1974). В ф. "Сад наслаждений" (1970) гл. герой Антонио (в гл. ролях этих ф.- X. Л. Лопес Васкес) уходит в мир фантазии, поняв никчёмность погони за наживой. В ленте "Выкорми ворона"(1975, спец. пр. Мкф в Канне, 1976) девочка Анна предаётся видениям, в к-рых она борется за справедливость в лживом и жестоком мире взрослых. В ф. "Анна и волки" (1972) героиню (играет Дж. Чаплин) губят чудовища, представляющие собой воплощение сил, господствующих в тиранич. обществе. Эти же чудовища, воскреснув в ф. "Маме исполняется сто лет" (1979, спец. пр. Мкф в Сан-Себастьяне), после падения франкистского режима кажутся скорее смешными. Картина "С завязанными глазами" (1978) рассказывает о пытках исп. политзаключённых, ставит вопрос о социальной ответственности художника. Молодые герои ф. "Быстрей, быстрей..." (1980, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1981), став грабителями, гибнут. В ленте "Кровавая свадьба" (по Ф. Гарсии Лорке, 1981, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1982) С. показывает, как балетная труппа под рук. балетм. А. Гадеса репетирует и исполняет драму Лорки. Иск-во балета и иск-во кино, сливаясь в поэтич. образах, передают глубину нар. трагедии, устремлённость героев к любви и свободе. Подобное решение С. находит и для ф. "Кармен" (1983, пр. Мкф в Канне). В 1982 пост, ф. "Сладкие моменты прошлого" и "Антоньета".Др. ф.: "Стресс.: три, три" (1968), "Нора" (1969), "Элиза, жизнь моя" (1977).◘ Вras о Е., Carlos Saura, Madrid, 1974.В. Ю. Силюнас.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.