- Австрийская кинематография
«Последний мост».
Режиссёр Х. Койтнер.
1953.австри́йская кинематогра́фия. Первый кинотеатр в Австрии был открыт в 1903, а в 1906 режиссёры А. Кольм и Я. Флек стали выпускать австрийские хроникальные ленты. Первый австрийский художественный фильм — «От ступени к ступени» (1908, режиссёр X. Ханус). В 1912 Кольм и Флек основали кинофирму «Винер кунстфильм», которая экранизировала произведения немецких и австрийских писателей. Период подъёма австрийской кинематографии — 1920—24. В эти годы поставлены: «Принц и нищий» (1920) и «Самсон и Далила» (1923) — оба режиссёра А. Корды, «Содом и Гоморра» (1922) и «Королева рабов» (1924) — оба режиссёра М. Кертица, «Руки Орлака» (1924, режиссёр Р. Вине, немецко-австрийское производство). С появлением звукового кино в Австрии большое распространение получили музыкальные фильмы: «Большая любовь» (1932, режиссёр О. Преминджер), «Песнь моя, лети с мольбою...» (1933, режиссёр В. Форст) о Ф. Шуберте. Среди других фильмов: «Эпизод» (1935, режиссёр В. Райш, с участием актрисы П. Вессели), «Мария Башкирцева» (1935, режиссёр Г. Костерлиц). Насильственное присоединение Австрии к Германии (1938) и установление фашистского режима в стране по существу прервали развитие австрийской кинематографии. Многие крупные кинодеятели — Б. Уайлдер, Преминджер и др. — эмигрировали. С восстановлением независимости Австрии, после 2-й мировой войны кинопроизводство резко возросло. На экраны вышли фильмы, затрагивавшие значительные темы: «Дальний путь» (1946, режиссёр Э. Хеш) о трагической судьбе вернувшегося с войны солдата, «Последний мост» (1953, режиссёр X. Койтнер) о фашистских зверствах в Югославии, «Последний акт» (1955, режиссёр Г. В. Пабст) о конце гитлеровского рейха, франко-австрийский фильм «Милый друг» (по Г. Мопассану, режиссёр Л. Дакен) и «Господин Пунтила и его слуга Матти» (по Б. Брехту, режиссёр А. Кавалканти) — оба 1955. Но преобладающее место в кинопродукции Австрии продолжали занимать музыкальные и биографические ленты, посвященные жизни композиторов и актёров: «Героическая симфония» (1949, режиссёр В. Кольм-Вельте) о Бетховене, «Моцарт. Дай руку, жизнь моя» (1955, режиссёр К. Хартль) о Моцарте, «Актёр из Вены» (1954, режиссёр К. Парила, в советском прокате «Любимец Вены») о популярном австрийском актёре Жирарди; экранизации опер («Дон Жуан», 1954, режиссёр Кольм-Вельте). В 50—60-е гг. австрийскую кинематографию захлестнула волна музыкальных фильмов-ревю («Дитя Дуная», «Золотая симфония», «Волшебное ревю» и др.), фарсов, детективов, салонных мелодрам («Чёрная Кобра», «Тётка Чарлея»). С начала 60-х гг. австрийская кинематография переживала глубокий кризис, обусловленный отсутствием помощи со стороны государства, конкуренцией телевидения и другими причинами. Национальная продукция свелась исключительно к развлекательным лентам. В конце 60-х гг. производство упало до 1—2 фильмов в год, эмигрировали актёры Максимилиан и Мария Шелл, О. В. Фишер, Р. Шнайдер. Австрийская кинопромышленность попала в полную зависимость от ФРГ. В 70-е гг. в австрийской кинематографии появилось несколько фильмов, отмеченных интересом к социальной проблематике: «Обречённые» (1974, режиссёр А. Корти) о бесправном положении «маленького человека» в капиталистическом мире, «Иисус из Оттакринга» (1976, режиссёр В. Пеллерт), «Последний шанс» (1977, режиссёр М. Мадави) о различных формах протеста молодёжи против современного буржуазного общества, «Сказки венского леса» (1979, режиссёр М. Шелл). Обличению фашизма и неофашизма посвящены фильмы «Касбах» (1979, режиссёр П. Патцак), «Бокерер» (1981, режиссёр Ф. Антель), «Наследники» (1983, режиссёр В. Баннерт).
В Австрии около 600 кинотеатров, крупнейшие студии — «Винфильм», «Шёнбрун», «Космос-фильм». Австрийский киноархив — один из крупнейших в Европе. Имеются: Ассоциация австрийской кинопромышленности, Ассоциация австрийских кинокритиков. Выпускаются журналы «Filmkunst» (с 1949), «Filmschau» (с 1951). В Вене ежегодно (с 1966) проводится международный кинофестиваль — «Веннале».
также: Указатель фильмов по странам. Австрия
Г. С. Паповян.
«Я и моя жена».
Режиссёр Э. Борзоди.
(Актёры П. Вессели и А. Хёрбигер.)
1953.
«Моцарт. Дай руку, жизнь моя».
Режиссёр К. Хартль.
1955.
«Франц Шуберт».
Режиссёр В. Кольм-Вельте.
1953.
«Актёр из Вены».
Режиссёр К. Парила.
1954.
«Дон Жуан».
Режиссёр В. Кольм-Вельте.
1954.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.