- Автор
а́втор в кино. Кинофильм, как правило, результат коллективного труда съёмочной группы, включающей творческих и организационно-технических работников. Авторское право на фильм в социалистических странах принадлежит киностудии, в капиталистических фирме или продюсеру, финансировавшим его производство.
На разных этапах создания фильма непосредственное участие в творчестве принимают автор сценария, режиссер, оператор, художник, композитор (пользующиеся авторским правом на соответствующие компоненты фильма), актёры исполнители ролей.
В зависимости от конкретных обстоятельств определяющее влияние на идейную направленность и художественные особенности произведения могут оказывать разные члены съёмочной группы. Обычно основой фильма становится сценарий; функции организатора творческого процесса, объединяющего усилия всех его участников, осуществляющего отбор актёров, намечающего экранное решение образов фильма, определение его стиля, языка, атмосферы, принимает на себя режиссёр-постановщик. В кинодокументалистике полноправным автором может стать оператор или режиссёр-монтажёр, в мультипликационном кино художник.
В условиях капиталистической кинопромышленности зачастую ведущее воздействие оказывает продюсер или представитель фирмы, пользующийся правом контроля на всех этапах работы над картиной. В ряде случаев свои условия диктует актёр или актриса, поскольку коммерческий успех ленты в значительной мере зависит от участия той или иной «звезды» экрана. В конечном итоге характер кинопроизведения определяется не какой-либо одной творческой личностью, а сочетанием индивидуальностей создавших его художников. Это положение подвергалось критике со стороны французских приверженцев теории «авторского кино», утверждавших, что главный автор фильма режиссёр-постановщик. Обоснованием этой идеи, получившей в 50-е гг. широкое распространение в Европе и в США, служило творчество мастеров яркой индивидуальности (в частности, классиков советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, а также М. Антониони. И. Бергмана, Р. Клера, А. Рене, Ф. Феллини и др.) и распространённая в последние десятилетия практика совмещения сценариста и режиссёра в одном лице. Кинокритики, стоявшие на позициях «авторского кино», в особенности постоянные авторы французского журнала «Cahiers du cinema» (до середины 60-х гг.), английского «Movies» и американского «Film culture», рассматривали творчество кинематографиста по аналогии с творчеством писателя или живописца преимущественно как индивидуальное самовыражение. Изучая голливудский кинематограф, построенный на примате продюсера, сторонники режиссёрского «авторства» стремились доказать, что здесь оно проявляется как бы в противовес системе кинопроизводства в малозаметных деталях произведения, приобретающих в их глазах самодовлеющее значение. В результате к числу «авторов» западные киноведы относили не только профессиональных мастеров американского экрана, например А. Хичкока, но и второстепенных режиссёров-ремесленников, якобы проявивших свою творческую индивидуальность в серийных приключенческих лентах.
С конца 60-х гг. теория «авторского кино» потеряла своё ведущее положение в западном киноведении и сохранилась лишь как один из возможных подходов к анализу фильма.
К. З. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.