- АВТОРСКОЕ ПРАВО
а́вторское пра́во в кино, право на опубликование, воспроизведение и распространение автором своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование и в ряде случаев за создание произведения по договорам. В СССР авторское право на фильм в целом принадлежит киностудии. Авторское право на отдельные компоненты фильма пользуются: автор сценария, композитор, режиссёр-постановщик, главный оператор, художник-постановщик и авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм (авторы текста песни, дикторского текста и так далее). Авторское право на любительский фильм принадлежит его автору. Право на неприкосновенность произведения означает, что без согласия автора воспрещается вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора.
Отношения с киностудией сценариста, композитора, автора текста песни и автора дикторского текста строятся на основе авторских договоров. Остальные участники создания фильма штатные и внештатные состоят с киностудией в трудовых отношениях и создают свои произведения в порядке выполнения служебного задания. Авторское вознаграждение сценариста и композитора, произведения которых использованы в художественном фильме, складывается из сумм, выплачиваемых по договору в пределах утверждённых ставок, и из дополнительного вознаграждения, размер которого зависит от идейно-художественного уровня фильма и его успеха у зрителей. Все эти расчёты осуществляет студия. Авторы сценария и музыки для документальных, научно-популярных и учебных фильмов, кроме вознаграждения, предусмотренного договором, получают и дополнительное вознаграждение, которое исчисляется в процентах к сумме договора и не может быть ниже 25% и выше 300%. Предусмотрена выплата дополнительного вознаграждения и авторам текстов песен, киножурналов, сюжетов и дикторских текстов. Создатели фильма, состоящие с киностудией в трудовых отношениях, кроме заработной платы, получают вознаграждение за осуществлённую постановку фильма. По художественным фильмам выплачивается также дополнительное постановочное вознаграждение в зависимости от идейно-художественного уровня постановки и зрительского успеха. Отношения студий со сценаристами регулируются типовыми сценарными договорами (для художественных, научно-популярных, учебных фильмов, для документальных и видовых кинокартин), а с композиторами типовым договором на написание музыки к фильму.
С мая 1973 СССР участвует во Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. Права иностранных авторов фильма определяются в государствах участниках конвенции на основе договоров о совместном производстве или прокате фильма.
В капиталистических странах авторское право на фильм принадлежит, как правило, фирме или продюсеру.
М. А. Келлерман.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.