- Азербайджанской ССР кинематография
«Гаджи-Кара».
Режиссёр А. Шариф-заде.
(Актёр М. Марданов.)
1929.Азербайджа́нской ССР кинематогра́фия. Первые шаги азербайджанского кино связаны с деятельностью акционерного общества «Фильма», основанного в 1916 и выпустившего несколько игровых картин. Среди них: «В царстве нефти и миллионов» (по И. Мусабекову, 1916, режиссёр Б. Н. Светлов, в главной роли Г. Араблинский) и «Аршин мал алан» (экранизация либретто музыкальной комедии У. Гаджибекова, 1917). Некоторые азербайджанские дореволюционные фильмы — образцы коммерческой кинопродукции, не связанные с жизнью и культурой азербайджанской народа.
Подлинное развитие национального киноискусства началось после установления в Азербайджане Советской власти (1920). В 1923 было организовано Азербайджанское фотокиноуправление (АФКУ, смотри «Азербайджанфильм»), которое начало кинофикацию городов и сёл республики. В 1924 АФКУ выпустило первый художественный фильм «Легенда о Девичьей башне» (режиссёр В. В. Баллюзек), в котором, несмотря на интересные подробности этнографического характера, авторы не смогли отойти от ориентации на экзотический показ Востока. В 1929 была создана студия по подготовке творческих кадров, в которой учились первые деятели азербайджанского кино: Дж. Джабарлы, М. Микаилов, А. Р. Кулиев. В это же время в азербайджанскую кинематографию пришла группа театральных актёров: С. Гаджиева, А. Мамедова, Кязим Зия, М. Алиев, М. Марданов, И. Идаятзаде, М. Санани, А. Герайбейли и др. Творческая помощь в росте национальных кадров оказали кинодеятели других студий: режиссёры А. И. Бек-Назаров, И. А. Савченко, В. И. Пудовкин, Н. М. Шенгелая; операторы В. Лемке, И. С. Фролов, Д. М. Фельдман, Л. Л. Косматов, Е. М. Шнейдер и др.
Во второй половине 20-х гг. основные темы азербайджанского кино — история революции и Гражданской войны в Азербайджане, борьба против религиозного фанатизма и невежества, участие народа в переустройстве общества. Первый большой успех азербайджанского кино — фильм «Во имя бога» (1925, режиссёр А. М. Шарифзаде, А. Яловой), в котором правдиво рассказывалось о трагических судьбах людей, находящихся во власти мусульманской религии. Стремление верно отразить действительность проявилось и в другой работе Шарифзаде — фильме «Гаджи-Кара» (по пьесе М. Ф. Ахундова «Сона», 1929). В фильме «Севиль» (по Джабарлы, 1929, режиссёр Бек-Назаров) получил подлинно художественное воплощение образ азербайджанки, борющейся за своё освобождение.
Попытки освоения современной темы — фильм «Лятиф» (1930, режиссёр М. Ю. Микаилов) о борьбе за организацию колхозов и «Первая комсомольская» (1931, режиссёр Б. Медведев, Фролов) о первой комсомольской бригаде ударников в нефтяной промышленности. Фильм «Исмет» (1934, режиссёр Микаилов) развивал тему раскрепощения азербайджанской женщины и приобщения её к социалистическому строительству. В отличие от ранних фильмов, в которых жизненный материал был достоверен, но носил описательный характер, в этом фильме изображение быта стало уже не фоном, а художественной тканью картины. Наряду с фильмами, разрабатывавшими современную тематику, в эти годы создавались произведения, посвящённые революционному прошлому народа. Вышедший в 1929 фильм «Дом на вулкане» (режиссёр Бек-Назаров) рассказывал о борьбе бакинского пролетариата в годы столыпинской реакции. Истории Бакинской коммуны был посвящён фильм режиссёра Шенгелая «Двадцать шесть комиссаров» (1933). Монументально-эпический характер темы и историко-документальный подход к ней определили стиль этого произведения, идущий от эпических форм фильмов С. М. Эйзенштейна, Пудовкина, А. П. Довженко. В лучших фильмах 20-х — начала 30-х гг. отчётливо выразилось стремление к правдивому отображению действительности, реалистической трактовке характеров и всей атмосферы действия. Но эти фильмы были во многом ещё эмпиричны. Они не поднялись до больших обобщений, до воплощения глубоких социальных характеров.
В 1936 в азербайджанском кино появились первые звуковые фильмы. В 30-е гг. к самостоятельной работе приступили национальные кинематографисты. Овладение основами кинематографического мастерства, освоение опыта лучших мастеров советского кино позволили им создать фильмы, сыгравшие важную роль в становлении киноискусства республики. Определяющей стала тематика социалистической действительности, а главным героем — человек, сформировавшийся в условиях нового общества. Фильм «Алмас» (по Джабарлы, 1936, режиссёры Кулиев, Г. М. Брагинский) рассказывал о классовой борьбе в азербайджанском селе, об освобождении людей от пут религии. Темам современности были посвящены и фильмы «У самого синего моря» (1936, режиссёры Б. В. Барнет, С. Марданов), «Буйная ватага» (1938, режиссёры А. Я. Попов, Г. Саламзаде), «Новый горизонт» (1941, режиссёры Кулиев, Брагинский). Интенсивно развивался историко-революционный фильм. Строительство социализма позволило по-новому оценить прошлое. Фильм «Бакинцы» (1938, режиссёр В. Я. Турин) о революционном движении на бакинских нефтепромыслах в 1905 и «Кендлиляр» (1940, режиссёр Марданов) о борьбе рабочих и крестьян с мусаватистами стали заметным событием этого периода.
В годы Великой Отечественной войны вышли фильмы: «Сабухи» (1942, режиссёры Бек-Назаров, Р. А. Тахмасиб) о жизни азербайджанского просветителя-демократа XIX века М. Ф. Ахундова; киноновеллы «Сын Родины» (1941) и «Бахтиар» (1942) — оба режиссёра Кулиева, посвящённые героям Великой Отечественной войны К. Касумову и Б. Керимову; «Подводная лодка Т-9» (1943, режиссёр А. Г. Иванов) о героизме советских моряков; «Одна семья» (1943, режиссёры Г. В. Александров, Тахмасиб, Микаилов) о героическом труде бакинцев в военные годы. В 1945 вышла новая экранизация музыкальной комедии Гаджибекова «Аршин мал алан» (режиссёры Тахмасиб, Н. Лещенко), прошедшая с большим успехом во многих странах.
В конце 40-х гг. производство фильмов сократилось. Выпускались только документальные фильмы и киножурналы. Единственный художественный фильм «Фатали-хан» (режиссёр Е. Л. Дзиган), созданный в этот период, вышел на экран лишь в 1959.
Новый этап развития азербайджанского кино начался в 50-е гг. Сформировался большой отряд сценаристов, режиссёров, операторов, художников, многие из которых получили профессиональное образование во ВГИКе: И. А. Касумов, Э. Мамедханлы, Т. М. Тагизаде, Л. Б. Сафаров, Т. М. Сеидбейли, А. М. Ибрагимов, А. А. Исмаилов, А. А. Атакишиев, Ш. Ф. Махмудбеков, Г. А. Сеидзаде, А. А. Нариманбеков, Т. М. Ахундов, Э. М. Рзакулиев, Р. М. Оджагов, Н. Зейналов, К. Н. Наджафзаде, М. Г. Усейнов, Д. А. Азимов, X. Ю. Бабаев и др. Увеличение числа фильмов привело к расширению тематики, главенствующее место заняла тема современности — ей посвящено более половины всех фильмов: «Встреча» (режиссёр Тагизаде) и «Любимая песня» (режиссёр Сафаров) — оба 1956, «Чёрные скалы» (1957, режиссёр Кулиев), «Мачеха» (1958, режиссёр Исмашюв), «Тени ползут» (1959, режиссёр И. М. Эфендиев, Ш. Шейхов), «Можно ли его простить?» (1960, режиссёр Тахмасиб) и др. Эти фильмы содержали интересные бытовые наблюдения, но в трактовке жизненных явлений и проблем оставались на уровне фильмов прошлых лет, использовали старые схемы. Среди фильмов этого периода выделялись «Не та, так эта» (по Гаджибекову, 1956, режиссёр Сеидзаде), «Двое из одного квартала» (1957, режиссёр И. Я. Турин, Ибрагимов), «На дальних берегах» (1958, режиссёр Тагизаде). В фильмах начале 60-х гг. прослеживается стремление поднять новые пласты жизненного материала: «Телефонистка» (1962) и «Почему ты молчишь?» (1967) — оба режиссёра Сеидбейли, новелла «Служебный лифт» (режиссёр Р. И. Шабанов) в фильме «Чернушка» (1967). Герои этих фильмов вступали в конфликты, жили и действовали с гораздо большей степенью достоверности, чем во многих предыдущих картинах. Важное место в этот период занимала историко-революционная тема. Но в фильмах «Так рождается песня» (1959, режиссёры Тахмасиб, Микаилов), «Утро» (1960, режиссёр Кулиев) и более удачном фильме «Непокорённый батальон» (1966, режиссёр Сеидзаде) повторялись мотивы, ситуации, стилистика 20—30-х гг. Фильмы «Двадцать шесть бакинских комиссаров» (1966) и «Звёзды не гаснут» (1971) — оба режиссёра Ибрагимова, продолжали лучшие традиции советского историко-революционных фильмов.
Вторая половина 60-х — 70-е гг. отмечены началом творческой деятельности большой группы кинематографистов: сценаристов М. И. и Р. И. Ибрагимбековых, А. Н. Ахундовой, Анара (А. Р. Рзаева), И. Гусейнова, Самедоглу (Ю. С. Векилова), Р. М. Фаталиева; режиссёр А. Г. Бабаева, Э. Т. Кулиева, О. А. Мир-Касимова, Я. Г. Эфендиева, Т. Г. Исмайлова, Г. Ю. Азимзаде, Ю. С. Гусмана; операторов Р. Р. Исмайлова, З. Х. Магеррамова, Р. А. Камбарова, В. С. Керимова, Ш. И. Шарифова, Г. Мехтиева; художников Ф. Б. Багирова, Р. Р. Исмайлова; актёров Г. А. Мамедова, Ш. З. Алекперова, Г. С. Турабова, Р. А. Бадаева, Ш. Г. Мамедовой и др. Их творческое содружество с деятелями старшего и среднего поколения привело к значительному росту профессионального уровня азербайджанского кино, способствовало появлению фильмов, отмеченных глубиной замысла, свежестью его воплощения, чертами национального своеобразия. В азербайджанском кино ведущее место по-прежнему занимали фильмы о современности. Главным стала человеческая личность, перед которой возникают проблемы, требующие художественного исследования прежде всего с их нравственной стороны. В фильмах «Человек бросает якорь» (1968, режиссёр Бабаев), «Жизнь испытывает нас» (1972, режиссёр Махмудбеков), «Твой первый час» (1974, режиссёр Бабаев) предприняты попытки показать современное производство и его людей. Морально-нравственные проблемы решают фильмы «Последняя ночь детства» (1969, режиссёр Бабаев), «В этом южном городе» (1970) и «Сердце... Сердце...» (1976) — оба режиссёра Кулиева, «Дачный домик для одной семьи» (1979, режиссёр Гусман). В азербайджанских фильмах начиная со второй половины 70-х гг. нашла отражение бескомпромиссная борьба советских людей за утверждение нравственных норм жизни и поведения: «Цена счастья» (1976, режиссёр Сеидбейли), «Скажи, что любишь меня!» (1978, режиссёр М. И. Ибрагимбеков), «Допрос» (1979) и «Перед закрытой дверью» (1981) — оба режиссёра Оджагова. Ряд кинолент посвящён теме Великой Отечественной войны: фильмы «Я помню тебя, учитель!» (1970, режиссёр Сеидбейли), «В Баку дуют ветры» (1975, режиссёр М. Б. Дадашев). Особо следует выделить фильм «Хлеб поровну» (1970, режиссёр Махмудбеков) — поэтичный рассказ о судьбе бакинского мальчика в трудные военные годы и «Звук свирели» (1976, режиссёр Оджагов).
Историческому прошлому народа посвящены фильмы: «Насими» (1974, режиссёр Сеидбейли) — монументальная кинофреска о жизни, творчестве и трагической гибели великого азербайджанского поэта и философа XIV века: «Свет погасших костров» (1977, режиссёр Тагизаде), снятый по мотивам азербайджанского эпоса «Деде Коркут»; «Бабек» (1980, режиссёр Кулиев) о легендарном вожде народно-освободительного движения IX века. Историко-революционную тему воплотили фильмы «Кура неукротимая» (1969, режиссёр Сеидзаде), «Семеро сыновей моих» (1970, режиссёр Тагизаде), «Последний перевал» (1972, режиссёр К. А. Рустамбеков), «Попутный ветер» (1974, режиссёр Кулиев, с ЧССР), «Бухта радости» (1977, режиссёр Кулиев).
Ежегодно киностудия выпускает 4—5 художественных телефильмов, разрабатывающих преимущественно современную морально-нравственную проблематику. Среди них: «День рождения» (1977, режиссёр Оджагов), «Юбилей Данте» (1978, режиссёр Анар, Азимзаде), «Только остров не возьмёшь с собой» (режиссёр Азимзаде), «Структура момента» (режиссёр Р. Р. Исмайлов) — оба 1980.
Документальная кинематография Азербайджанской ССР берёт своё начало от первых хроникальных киновыпусков: «Парад XI Красной Армии в Баку», «Похороны 26 бакинских комиссаров», «Открытие 1-го съезда народов Востока» и др. В 1921 вышел документальный фильм «Первая годовщина Советского Азербайджана», ознаменовавший подлинное рождение азербайджанского документального кино. В 1924 режиссёр Шарифзаде снял документальный фильм «По Азербайджану», знакомивший зрителя с богатствами и живописной природой республики. С 1925 выходит киножурнал «Экран Азербайджана» (ныне «Советский Азербайджан»). Киноочерки «10 лет Октября», «Путь на Восток», «20-я весна», «Совгат», «Одна из одиннадцати» показывали достижения промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. В годы войны были выпущены документальные фильмы, рассказывающие о героизме советских людей на фронте и в тылу: «416-я», «Они защищают Баку», «Генерал Ази Асланов», «Письмо с фронта» и др. С 1945 выпуск документальных фильмов значительно увеличился. В ознаменование 40-летия Октябрьской революции были выпущены фильмы «Баку и бакинцы» (режиссёр Сафаров) и «Дорогой счастья» (режиссёр и оператор Дадашев) — оба 1958. В содружестве с мастерами ЦСДФ документалисты Азербайджанской ССР создали такие выдающиеся произведения, как «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953, режиссёр Р. Л. Кармен, оператор Д. М. Мамедов, С. Е. Медынский, композитор К. Караев) и «Покорители моря» (1959, режиссёр Кармен, оператор Мамедов, Медынский). Эта дилогия рассказывала о строительстве нефтяных промыслов в открытом море, о самоотверженном труде азербайджанских нефтяников. Среди видовых выделяется фильм «В заливе имени Кирова» (1955, режиссёр и оператор Мамедов). Большой вклад в развитие кинодокументалистики внесли: режиссёры Дадашев («Советский Азербайджан», «Братья навеки», «Правда о моей республике», «Нариман Нариманов», «Л. И. Брежнев в Баку»), Н. М. Бадалов («Киров в Азербайджане», «Его звали Серафино»), З. Т. Кязимова («Живое сердце Ильича»! «Севиль Казиева»), М. М. Мустафеев («Королева озёр», «Азербайджанский чай»), С. Х. Бадалов («Подвиги не стареют», «Стальные острова Каспия»), А. А. Гусейнов («Три новеллы о Ленине», «Аппассионата») и др.; операторы Т. К. Султанов, В. С. Збудский, Л. Коретский, В. Е. Конягин, А. Алекперов и др.
В середине 60-х гг. в документальное кино влилась большая группа творческой молодёжи, обеспечившая его дальнейшее успешное развитие: режиссёр Эфендиев («Азербайджан... Азербайджан...», «Прозорливые узоры», «Твоя жизненная позиция»), Р. Г. Шахмалиев («Мост через Каспий», «Крупнейшая в Европе», «Здравствуй, Азербайджан!»), Магеррамов («Хлеб», «Дворец ширваншахов»), М. А. Багиров («Чабан-баяты», «Долгожители»), Р. М. Нагиев («Я — пограничник», «Маэстро Ниязи»), Н. Б. Бекирзаде («Греки», «Джейранчель»), Мир-Касимов («Кобыстан», «Это вступает правда»), X. Б. Мурадов («Насими», «Герой Франции»), Д. А. Фараджев («Золотая рыбка», «Солдаты огня»), Т. Б. Бекирзаде («Рабочий Гюльбала Алиев», «Диссонанс»), Д. Г. Зейналов («Как вечная весна», «Последнее слово») и др.
Киностудия «Азербайджанфильм» ежегодно выпускает 8 номеров сатирического киножурнала «Мозалан» («Овод»). С 1969 начато производство мультипликационных фильмов. Среди них наибольший интерес представляют фильмы «Джыртдан» (1969, режиссёр А. Я. Ахундов, Эфендиев), «Фитнэ» (1970, режиссёр Ахундов), «Почему плачет облачко» (1973, режиссёр М. Панахи), «Поиски друга» (1974, режиссёры Ахундов, Панахи), использующие традиции национального изобразительного искусства. В 1965 был создан СК Азербайджана. В Азербайджанской ССР (1984) свыше 2,3 тыс. киноустановок (664 стационарных и 30 передвижек, на селе 1384 стационарных и 227 передвижек).
Литература:
Курбанов М. К., Кулибеков Э. А., Кино Советского Азербайджана, Баку, 1969;
Таджикская Н., Киноискусство страны огней, М., 1971;
История советского кино, т. 1—4, М., 1969—77;
Джуварлы Т., Страницы кино Азербайджана, М., 1980;
Кино Азербайджана, М., 1981.Н. Д. Гаджинская, Н. Б. Шнеер.
«Севиль».
Режиссёр А. Бек-Назаров.
1929.
«Двадцать шесть комиссаров».
Режиссёр Н. Шенгелая.
1933.
«Алмас».
Режиссёры А. Кулиев, Г. Брагинский.
1936.
«Бакинцы».
Режиссёр В. Турин.
1938.
«Кендлиляр».
Режиссёр С. Марданов.
(Гойдамир А. Алекперов,
Мехмандарбер Х. Эмирзаде.)
1940.
«Аршин мал алан».
Режиссёры Р. Тахмасиб, Н. Лещенко.
(Аскер Р. Бейбутов, Вели Л. Абдуллаев.)
1945.
«Повесть о нефтяниках Каспия».
Режиссёр Р. Кармен.
1953.
«Двое из одного квартала».
Режиссёры И. Гурин, А. Ибрагимов.
(Ахмет В. Медведев,
Нури С. Соколовский.)
1957.
«Не та, так эта».
Режиссёр Г. Сеидзаде.
(Гюльназ Т. Гезалова,
Сервер А. Мирзакулиев.)
1956.
«Мачеха».
Режиссёр А. Исмайлов.
(Фатьма Н. Зейналова.)
1958.
«На дальних берегах».
Режиссёр Т. Таги-заде.
1958.
«В этом южном городе».
Режиссёр Э. Кулиев.
1970.
«Насими».
Режиссёр Г. Сеидбейли.
(Насими Р. Балаев.)
1974.
«Допрос».
Режиссёр Р. Оджагов.
(Мурад Г. Мамедов,
Сейфи Ганиев А. Калягин.)
1979.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.