- Алжирская кинематография
«Дорога».
Режиссёр М. С. Риад.
1968.алжи́рская кинематогра́фия. Первые шаги алжирской кинематографии относятся к периоду борьбы алжирского народа против французских колонизаторов. В 1957 Фронт национального освобождения (ФНО) организовал Школу кинематографической подготовки, а в 1961 при Временном революционном правительстве был создан специальный киноотдел. Эти организации способствовали съёмкам хроникально-документальных фильмов «Алжир в огне» (1958, французский режиссёр Р. Вотье), «Ясмина» и «Голос народа» (оба 1961, режиссёр М. аль-Ахдар Хамина)и др.
После провозглашения независимости Алжира (1962) вопросами кинематографии занимались Служба алжирской хроники (с 1963), Национальное управление по кинематографической торговле и промышленности (ОНСИК, создано в 1967, в 1974 объединено со Службой алжирской хроники). В 1964 были национализированы кинотеатры, в 1969 введена монополия государства на производство и прокат фильмов. В документальных лентах («Алжир, год первый», 1963, режиссёр Хамина; «Заря проклятых», 1965, режиссёр А. Рашди, и др.) нашло отражение освободительное движение народов Африки. Первый полнометражный фильм «Такой молодой мир» (1964, французский режиссёр Ж. Шарби, премия Московского кинофестиваля, 1965) был посвящён трагической судьбе детей, искалеченных войной. Фильм «Ночь боится солнца» (1965, режиссёр М. Бадия) о двойственном поведении национальной буржуазии в период борьбы за независимость; «Ветер с Ореса» (1966, режиссёр Хамина, премия Каннского кинофестиваля, 1967), рассказавший о пробуждении национального самосознания на примере алжирской семьи; «Дорога» (1968, режиссёр М. С. Риад) об узниках французских лагерей, создающих подпольную организацию для борьбы с оккупантами, — знаменовали собой становление молодой кинематографии. Тема национально-освободительной борьбы стала основной в большинстве алжирских фильмов. Воссозданию страниц героической борьбы алжирского народа посвящён фильм «Битва за Алжир» (1966, режиссёр Д. Понтекорво, главная премия кинофестиваля в Венеции, с Италией). Одним из наиболее значительных фильмов об освободительной войне стала историческая фреска «Хроника огненных лет» (1975, режиссёр Хамина, главная премия Каннского кинофестиваля).
Ведущие режиссёры: Хамина («Декабрь», 1972, «Ветер пустынь», 1982), А. А. Тульби («Преследуемый», 1969, «Ключ к тайне», 1971, «Нуа», 1972), М. Аллуаш («Омар Гатлато», 1977, премия Московского кинофестиваля, «Приключения героя», 1978), М. Буамари («Угольщик», 1972, «Наследие», 1975, «Первый шаг», 1980), Риад («Инспектор Тахар», 1969, «Мы вернёмся», 1973, «Ветер с юга», 1975, «Анатомия одного заговора», 1978, специальная премия кинофестиваля в Карлови-Вари), Рашди («Али в стране миражей», 1979). В их работах исследовался широкий круг проблем: классовая борьба и история освободительного движения, актуальные социально-политические вопросы, связанные с аграрной революцией, эмансипацией женщин, преодолением экономического наследия колониализма. Внимание критики и зрителей в 1983 привлёк киноальманах «Различные происшествия» (режиссёры — выпускники ВГИКа — Д. Узир, Б. Бугман, М. Менгуши, Эль-Хадж Геллал).
В год производится до 12 полнометражных и короткометражных художественных и документальных фильмов. Киностудий в стране нет. Картины снимаются на натуре и в телевизионных павильонах. Некоторые фильмы создаются специально для телевидения. Ежегодно в прокат выпускается около 200 фильмов, преимущественно французских, американских, арабских, а также социалистических стран. Работает около 300 кинотеатров (1982).
В 1964 была создана Национальная алжирская синематека, в 1974 — Совет аудиовизуальных искусств (профсоюз работников кино и телевидения). Имеется Алжирская федерация киноклубов.
также: Указатель фильмов по странам. Алжир
«Хроника огненных лет».
Режиссёр М. аль-Ахдар Хамина.
1975.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.