Армянской ССР кинематография

Армянской ССР кинематография
«Намус».

«Намус».
Режиссёр А. Бек-Назаров.
(Рустам — Г. Нерсесян,
Сусанна — М. Шахубатян-Татиева.)
1926.

Армя́нской ССР кинематогра́фия. До установления Советской власти (1920) киносъёмки в Армении носили случайный характер. Первые съёмки относятся к 1907 (похороны католикоса Мкртича Хримяна). В годы 1-й мировой войны хроникёры снимали отдельные эпизоды боёв на Кавказском фронте, трагические события жестокой расправы туркменских властей с армянским населением, эвакуацию туркменских армян в Россию. В эти же годы на студиях России армянские кинематографисты поставили несколько игровых фильмов о жизни армян. В 1915 в Екатеринодаре был снят фильм «Под властью курдов» (режиссёр, сценарист и оператор А. Минервин) об армянской семье, перенёсшей ужасы туркменской резни. В 1918 режиссёр И. Н. Перестиани по сценарию В. К. Папазяна и Ц. Лакка осуществил на киностудии А. А. Ханжонкова первую экранизацию романа А. М. Ширванзаде «Намус» (фильм вышел под названием «Связанная клятвой»). Театральные деятели А. В. Шахатуни, Г. Н. Нерсесян, Папазян, А. Т. Восканян, М. И. Жасмен, А. С. Бурджалян и другие успешно снимались на киностудиях России, Турции и Западной Европы. Попытку поставить игровой фильм в самой Армении предпринял А. Зарифян (фильм был снят, но плёнка оказалась засвеченной). В 1920 оператор А. Г. Лемберг запечатлел события, связанные с установлением Советской власти в Армении (часть этого материала легла в основу фильма «Вступление Красной Армии в Ереван»). 17 декабря 1920 приказом Наркомпроса Армении культурно-просветительские организации, в том числе и кинематограф, были подчинены культурно-просветительским отделам местных ревкомов. В горные районы Армении стали выезжать кинопередвижки. В 1922 были национализированы кинотеатры, открывались новые. Начались хроникальные съёмки важнейших событий жизни республики. Их вели Д. М. Дзнуни, В. С. Тотовенц, Е. Х. Харазян, И. М. Краславский. В 1923 с целью создания собственной кинопромышленности было организовано «Госкино», вскоре преобразованное в Государственное фото- и торгово-производственное акционерное общество («Госфотокино»). За короткий срок оно превратилось в солидную, главным образом прокатную, организацию, имеющую тесные связи с ведущими студиями страны и с кинофирмами Великобритании, Франции, Германии и США. В городах Ирана открылись кинотеатры «Госфотокино», в которых демонстрировались вначале русские, советские, а затем и армянские фильмы. В апреле 1924 в Ереване была организована кинолаборатория. На базе этой лаборатории (впоследствии киностудия «Арменфильм» имени А. Бек-Назарова) в 1924 был создан первенец национального советского киноискусства — документальный фильм «Советская Армения» (руководитель съёмок Краславский, сценаристы Дзнуни, П. Н. Фолян, Е. Г. Чубар), продемонстрировавший успехи молодой республики. В 1924 художественный совет «Госфотокино» поручил постановку первого художественного фильма Бек-Назарову, который в 1926 по роману Ширванзаде создал одноимённую картину «Намус». Жестокие обычаи прошлого были показаны в картине как порождение определённых социальных условий. Создатели фильма бережно и творчески отнеслись к литературному первоисточнику. Фильм отличался новаторским монтажом, высоким уровнем актёрского исполнения (Нерсесян, Асмик, О. А. Абелян, Н. Н. Манучарян и др.). В фильме «Зарэ» (по Лазо, 1927, сценарист и режиссёр Бек-Назаров) мотив «восток без прикрас» был развит и углублён на материале жизни курдских кочевников. В фильме «Хас-Пуш» (по рассказам Раффи и Папазяна, 1928, режиссёр Бек-Назаров) эта тема достигла кульминации, сняв завесу с сусального «востока», обнажив его противоречия. В 1929 вышел фильм Бек-Назарова «Дом на вулкане» о борьбе интернационального бакинского пролетариата против эксплуататоров. В 1928 состоялся дебют режиссёра П. А. Бархударяна. Совместно с М. Г. Геловани он поставил фильм «Злой дух» (по роману Ширванзаде «Одержимая»), направленный против власти адата. Этот фильм продолжал реалистические традиции, намеченные в фильме «Намус». Значительная работа Бархударяна — комедия «Кикос» (1931), рассказывавшая о бедняке-крестьянине и становлении его как личности, о поисках им своего места в жизни. Остросатирическими приёмами решены в фильме образы дашнаков. Среди других фильмов: трюковая комедия «Шор и Шоршор» (1927, режиссёр Бек-Назаров), высмеивающая сельских бездельников; памфлет «Мексиканские дипломаты» (1932, режиссёры А. П. Мартиросян, Л. А. Калантар) о злоключениях двух сельских парикмахеров (актёры А. М. Хачанян, А. Б. Амирбекян). В 1933 вышел фильм Мартиросяна «Курды-езиды» о становлении Советской власти в далёких горных селениях. В 1934 он же поставил фильм «Гикор» (по О. Ф. Туманяну) о трагической судьбе крестьянского мальчика, отданного в ученье в город. Становлению и развитию национального кино способствовала тесная связь её мастеров с деятелями кинематографий других советских республик. Армянские кинематографисты творчески восприняли новаторские устремления С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, их поиски революционного пути развития киноискусства. В Армении работали и делились своим опытом режиссёры Перестиани, М. Е. Вернер, П. Н. Арманд; операторы Б. И. Завелев, С. П. Забозлаев, А. В. Гальперин, Н. Д. Анощенко; художники Е. Е. Лансере, В. П. Комарденков и др. В армянском кино работала большая группа актёров театра, писателей. Это обстоятельство в условиях общего роста национальной культуры привело к значительным успехам национального киноискусства.

Первый звуковой фильм «Пэпо» (по Г. М. Сундукяну, 1935, режиссёр Бек-Назаров, текст песен Е. С. Чаренца, музыка А. И. Хачатуряна), вошедший в золотой фонд многонационального советского киноискусства, подвёл итоги развития армянского кино, открыл новую страницу его истории и знаменовал собой более зрелый этап содружества кино с другими искусствами. В фильме снялись актёры Нерсесян, Асмик, Г. К. Аветян, А. М. Аветисян, Д. М. Малян, А. К. Гулакян, Т. Л. Махмурова, А. М. Хачанян.

Во второй половине 30-х гг. выпускались главным образом историко-революционные ленты. Интересные работы создали молодые режиссёры А. Т. Айартян («Каро», 1937) и С. А. Кеворков («Горный марш», 1939). Лучшим фильмом этих лет стала лента режиссёра Бек-Назарова «Зангезур» (1938). Среди фильмов на современную тему, созданных в этот период, — «Нерушимая дружба» («Горный поток», режиссёр Бархударян) о дружбе армянских и азербайджанских колхозников и комедия «Люди нашего колхоза» (режиссёр Айартян) — оба 1940.

В годы Великой Отечественной войны были созданы короткометражные игровые фильмы о человеческих судьбах «Дочка» (1942, режиссёр Бек-Назаров) и «Жена гвардейца» (1943, режиссёр Бархударян). В 1944 режиссёр Бек-Назаров завершил работу над историческим фильмом «Давид-бек», проникнутым пафосом патриотизма.

В первые послевоенные годы армянское кино переживало трудности, характерные для всей советской кинематографии. На экраны вышло всего 3 художественных фильма: «Второй армянский киноконцерт» (1946, режиссёр Бархударян), экранизация народной сказки «Анаит» (1947) и комедия из колхозной жизни «Девушка Араратской долины» (1950) — оба режиссёра Бек-Назарова. В лучших традициях национального реалистического искусства режиссёр Айартян в 1956 осуществил экранизацию драмы Ширванзаде «Из-за чести» и в 1960 поставил историческую эпопею «Северная радуга». Кеворков и Э. А. Карамян создали приключенческую ленту «Призраки покидают вершины» (1955) и экранизацию романа П. Абрахамса «Тропою грома» (1956). Значительными работами стали их историко-революционные ленты о Камо «Лично известен» (1958) и «Чрезвычайное поручение» (1965). Страницы биографии легендарного революционера-ленинца, его подвиги, наводившие ужас на блюстителей царского режима, были воспроизведены на экране ярко и эмоционально. В 1974 Кеворков и Г. Г. Мелик-Авакян поставили фильм, завершающий трилогию о Камо, — «Последний подвиг Камо».

В конце 50-х гг. в армянское кино пришло новое поколение режиссёров: Мелик-Авакян, Л. В. Вагаршян, Ю. А. Ерзинкян, Л. Г. Исаакян, Г. А. Саркисов, М. Г. Акопян. Современная тема нашла отражение в фильмах «Кому улыбается жизнь» (1958, режиссёр Исаакян), «О моём друге» (режиссёр Ерзинкян), «О чём шумит река» (режиссёр Мелик-Авакян) — оба 1959, и др. Мелик-Авакян поставил психологическую драму «Сердце матери» (1958). Популярностью пользовались музыкальные фильмы «Сердце поёт» (1956, режиссёр Мелик-Авакян, в главной роли певец А. М. Айдинян) и «Песня первой любви» (1958, режиссёр Ерзинкян). Среди удач тех лет — короткометражный комедийный фильм «Золотой бычок» (1956, режиссёр Акопян). Полнометражной комедией «Парни музкоманды» (1960), построенной на историко-революционном материале, дебютировали режиссёры Г. С. Малян и Г. Р. Маркарян. Удачным был также дебют режиссёра А. Х. Манаряна (короткометражная лента «Тжвжик», 1962). К началу 60-х гг. относится и первая попытка отобразить в национальном киноискусстве Великую Отечественную войну («Рождённые жить», 1961, режиссёр Вагаршян), Несмотря на отдельные успехи, критика тех лет упрекала создателей многих фильмов в схематизме и пристрастии к штампам и в отставании от общего уровня, достигнутого советским кинематографом. Ощущалась потребность в поисках новых образов и творческих решений.

Выход на экраны в 1966 фильма «Здравствуй, это я!» (режиссёр Ф. В. Довлатян) знаменовал начало нового этапа, который отличался прежде всего интересом к характерам современников. В основе фильма была тема верности долгу, любви, дружбе. В 1968 в качестве художественного руководителя Довлатян принял участие в съёмках фильма «Братья Сарояны» (режиссёры X. Б. Абрамян, А. П. Айрапетян). Фильм рассказывал драматическую историю братьев, оказавшихся в период установления Советской власти в Армении идейными врагами. Поисками новых форм повествования отмечен фильм Довлатяна «Хроника ереванских дней» (1974). В фильме «Живите долго» (1980) режиссёр вновь возвратился к современной теме. Эта мелодрама была снята вслед за историко-революционным фильмом «Рождение» (1978). После фильма «Парни музкоманды» режиссёр Малян поставил фильм «Треугольник» (1967) — один из лучших фильмов тех лет — рассказ о сплочении, единении людей. Высокой гражданственности людей советской деревни, их ответственности за всё происходящее в мире был посвящён фильм Маляна «Мы и наши горы» (по Г. И. Матевосяну, 1970). Своеобразный киноязык режиссёра проявился в фильме «Айрик» (1972), особенно в заключительной его части. В ленте «Наапет» (по Р. К. Кочару, 1977) режиссёр создал символичный образ возрождения армянского народа, вставшего на путь социалистического строительства. Поэтическая ёмкость ленты, драматически сложное возвращение героя фильма к земле и людям принесли широкое признание этой картине. В фильме «Пощёчина» (по В. С. Тотовенцу, 1980) Малян раскрывает тему возвышенной любви.

В работах молодых режиссёров всё чаще развивалась современная тематика. В поэтическом фильме «Человек из “Олимпа”» (1975, режиссёр Д. Г. Кесаянц) воссоздаётся история человека, одержимого жаждой творчества, чудака, не понятого людьми. Фильм «Здесь, на этом перекрёстке» (1975, режиссёр К. С. Геворкян) в документальной манере повествует об отношениях людей, которые складываются в процессе труда. Картина отличается богатством точных жизненных наблюдений. Фильм «Вода наша насущная» (1976, режиссёр Манарян) посвящён проблеме, связанной с обмелением озера Севан. Сюжет фильма «Осеннее солнце» (по Г. М. Матевосяну, 1979, режиссёр Б. Г. Оганесян) небогат событиями, но его герои живут сложной, нелёгкой жизнью. Фильм отличают психологическая тонкость, изысканность киноязыка. Наиболее остро проблемы современности отражены в фильме «Добрая половина жизни» (1979, режиссёр А. М. Мкртчян). Различные аспекты современной жизни показаны в фильме «Там, за семью горами» (1980, режиссёр А. Р. Агабабов) о сезонных рабочих, едущих на заработки в далёкие края, и моральных критериях этих людей; «Командировка в санаторий» (1981, режиссёр Айрапетян) о нравственном облике современного рабочего; «Механика счастья» (1982, режиссёр Н. Г. Оганесян) о путях преодоления одиночества. Дальнейшее развитие получает историко-революционный жанр. Фильм «Ссыльный № 011» (1979, режиссёр Вагаршян) рассказывает о профессоре революционере С. Спандаряне, соратнике В. И. Ленина, фильм «Умри на коне» (1980, режиссёр Мелик-Авакян) — о герое Гражданской войны Гае (Гайке Бжишкянце). А. С. Айвазян и Исаакян предприняли оригинальную попытку освоения этого жанра в фильме «Лирический марш» (1981). По мотивам романа С. А. Ханзадяна «Мхитар Спарапет» режиссёр Э. Г. Кеосаян в 1979 осуществил постановку исторического фильма. «Звезда надежды» об истоках дружбы русского и армянского народов.

Тема Великой Отечественной войны раскрыта в фильме «Терпкий виноград» (1974, режиссёр Б. Г. Оганесян) и фильме «Песнь прошедших дней» (1982, режиссёр Мкртчян), повествующих о мужестве и героизме советских людей в тылу. Один из эпизодов последних дней войны воскрешён в фильме «Солдат и слон» (1978, режиссёр Кесаянц). Фильм «Подснежники и эдельвейсы» (1982, режиссёр Л. Г. Григорян) воссоздаёт героическую страницу обороны Кавказа.

Продолжает развиваться комедийный жанр. Фильмы «Мужчины» (1973, режиссёр Кеосаян) и «Крупный выигрыш» (1981, режиссёр Мкртчян) сделаны на современном материале, а основой фильма «Автомобиль на крыше» (1981, режиссёр Кесаянц) послужили события первых лет установления Советской власти в Армении. Фильм «Каринэ» (1967, режиссёр Манарян) и «Багдасар разводится с женой» (1977, режиссёр Мелик-Авакян) являются опытами создания мьюзикла на национальном материале. К фильмам, созданным для детей, следует отнести «Звёздное лето» (1979, режиссёр Григорян) и новую экранизацию рассказа Туманяна «Гикор» (1982, режиссёр С. Х. Исраэлян). Среди дебютов молодых режиссёров фильм Г. И. Мелконяна «Шелковица» («Киноальманах “Молодость” № 2», 1981).

Продолжалась работа над произведениями армянской классики. Были экранизированы: поэма Туманяна «Охотник из Лалвара» (1966, режиссёр Айартян), пьеса Сундукяна «Хатабала» (1971, режиссёр Ерзинкян), рассказ М. Армена «Родник Эгнар» (1972, режиссёр Манарян), роман Ширванзаде «Хаос» (режиссёр Вагаршян) и пьеса Папазяна «Утёс» (режиссёры В. Н. Аджемян, Айрапетян) — оба 1974, пьеса У. Сарояна «В горах моё сердце» (1977, телефильм, режиссёр Григорян) и др.

Постоянно сотрудничали с кинематографистами писатели Г. М. Борян, С. А. Ханзадян, М. Армен, Г. Г. Эмин, Айвазян, Матевосян, П. А. Зейтунцян, а в 70-е гг. — Р. Р. Овсепян, М. Я. Мнацаканян, М. О. Галшоян. Среди сценаристов 60—70-х гг.: А. Р. Агабабов, Е. Х. Манарян, А. А. Зурабов, А. М. Вердян, Э. Т. Акопов.

В Армении сложилась школа операторского искусства. Традиции, заложенные в художественном кино Бек-Назаровым, Геворкяном, И. С. Дильдаряном, В. Г. Вартаняном, А. С. Джалаляном, были развиты в фильмах последнего десятилетия операторами А. Г. Явуряном, С. Х. Исраэляном, К. 3. Месяном, М. Р. Варжапетяном, Л. А. Атоянцем, Р. М. Ватиняном, Г. Г. Авакяном, Г. А. Айрапетяном. На смену актёрам 20—30-х гг. пришло новое поколение мастеров: А. Б. Джигарханян, М. М. Мкртчян, X. Б. Абрамян, С. А. Саркисян, В. К. Вардересян, М. М. Симонян, В. К. Мириджанян, Г. Х. Новенц, В. Папоян, А. А. Азизян, А. Л. Айвазян, А. А. Шеренц. В конце 70-х гг. начали работать актрисы А. М. Туманян, А. К. Топчян, А. Гусакян, актёры К. С. Джангирян, А. Х. Хачатрян, К. Г. Джанибекян, М. Кечоглян и др. Музыку для кино создали композиторы А. А. Бабаджанян, А. Г. Арутюнян, Э. М. Мирзоян, Э. С. Оганесян, Т. Мансурян, Р. Б. Амирханян, М. Ц. Вардазарян, А. Р. Тертерян, С. Шакарян, Ю. А. Арутюнян.

Начиная с 1970 киностудия «Арменфильм» систематически осуществляет постановки фильмов по заказу телевидения, среди которых «Август» (1976, режиссёр Геворкян), «Аревик» (режиссёры Агабабов, Айрапетян) и «Снег в трауре» (по А. Труайя, режиссёр Ерзинкян) — оба 1978, «Полёт начинается с земли» (1980, режиссёр Н. Г. Оганесян).

Документальное кино получило развитие в конце 20-х гг. С 1929 начался периодический выпуск киножурналов. Снимались документальные и научно-популярные очерки, посвящённые различным отраслям народного хозяйства, культуре и образованию. В 1931 был создан документальный фильм «Страна Наири» (режиссёр Бек-Назаров), посвящённый 10-летию установления Советской власти в Армении. Армянские документалисты в годы Великой Отечественной войны внесли свой вклад в создание кинолетописи военных лет. Некоторые сюжеты, снятые для хроники, использовались в киноочерках. Так, в 1941 режиссёр Карамян смонтировал документальный фильм «Вступление Советской Армии в Иран», режиссёр Г. А. Баласанян выпустил очерк «Для фронта» (1941) о трудовых подвигах шахтёров медных рудников Армении и документальный фильм «Сыны Армении» (1944) о боевых подвигах воинов-армян. Кадры, заснятые во время войны, были включены в боевую кинохронику и стали уникальным материалом для фильмов, созданных позднее. Режиссёр В. Н. Айказян, операторы Дильдарян, Г. М. Санамян, Г. Г. Егиазаров сняли в Керчи боевые действия Таманской дивизии, в 1944 режиссёр Баласанян, оператор H. А. Симонян — сюжеты о Севастополе. В 1945 Баласанян и оператор Г. Н. Хнкоян в рядах Советской Армии дошли до Берлина. К 25-летию Советской Армении был выпущен короткометражный документальный фильм «Страна родная» (режиссёры Баласанян, Исаакян, Г. В. Зардарян, дикторский текст Довженко). В фильме получила поэтическое воплощение судьба армянского народа. Среди значительных документальных фильмов 50-х гг.: «Века и годы» (1956, режиссёр Исаакян), «Егише Чаренц» (1957, режиссёр Маркарян), «Архитектура Армении» (1958, режиссёр Айказян).

В 60—70-е гг. документальное кино добилось значительных успехов. Документалисты стремились показать всесторонне жизнь Армении, достижения её промышленности, науки, культуры. Многие фильмы посвящены армянскому искусству. Среди них документально-художественный фильм «Мартирос Сарьян» (1966, режиссёр Вагаршян). Успеху фильма немало способствовал текст, написанный И. Г. Эренбургом. Интерес представлял документально-художественный фильм «Семь песен об Армении» (по Эмину, 1967, режиссёр Мелик-Авакян), рассказывавший о прошлом и настоящем армянского народа.

В 60-е гг. с документалистами старшего и среднего поколения (Баласанян, Д. Х. Жамгарян, Г. Х. Асланян, Симонян, Г. Г. Григорян, В. Г. Григорян, Р. В. Франгулян, С. А. Аракелян) работают и молодые кинематографисты (А. С. Вагуни, Р. С. Геворкянц, А. К. Шахбазян, Ю. М. Бабаханян. М. М. Вартанов, Б. А. Овсепян, Э. А. Матевосян, П. Р. Малян и др.). В фильмах «Начало» (1967), «Мы» (1968), «Времена года» (1975) проявилась яркая творческая индивидуальность режиссёра А. А. Пелешяна.

Мультипликационные фильмы в Армении начали выпускаться с 1938. Режиссёр Л. К. Атаманов снял на Ереванской киностудии МУЛЬТИПЛИКАЦИОНЫХ фильмов фильм «Пёс и Кот» (по Туманяну, 1938) и в 1941 — «Поп и Коза» (по армянской народной сказке). Однако после 1947 производство мультипликационных фильмов прекратилось и возобновилось лишь в 60-е гг. К наиболее удачным работам следует отнести фильмы «Капля мёда» (1968, художник и режиссёр В. Г. Подпомогов), «Невеста солнца» (художник и режиссёр С. Х. Андриканян) и «Мышонок Пуй-Пуй» (режиссёр Р. П. Бабаян) — оба 1969, «Кот и Пёс» (режиссёр А. Б. Миркарян) и «Лисья книга» (режиссёр Р. А. Саакянц) — оба 1974.

Специалистов для кинематографа готовят факультеты Ереванского театрального института и Педагогического института имени Абовяна. В 1958 в Армении был создан оргкомитет, в 1965 — СК. В Институте искусств АН Армянской ССР работала группа, занимавшаяся проблемами теории и истории киноискусства. В 1979 на её основе создан отдел телевидения и кино.

В республике издаются рекламно-информационный ежемесячный журнал «Экран» и газета «Фильм».

Литература:
Лебедев Н., Очерки истории кино СССР, т. 1, М., 1947;
Бек-Назаров А., Киноискусство Советской Армении, в сборнике: 30 лет советской кинематографии, М., 1950;
Шагинян М., За развитие армянского киноискусства, «ИК», 1953, № 3;
Ольгина О., Фестиваль кинофильмов Армении, там же, 1956, № 9;
Стреков И., На верном пути, там же, 1957, № 8;
Армянское киноискусство. Сборник статей, кн. 1—2, Ер., 1958—60 (на армянском языке);
Погожева Л., Весна запаздывает, «ИК», 1960, № 6;
Дзнуни Д., Очерки истории армянского кино, Ер., 1961 (на армянском языке);
Ризаев С., Армянская художественная кинематография, Ер., 1963;
Калантар К. Л., Амо Бек-Назарян, Ер., 1973;
Закоян Г. В., Армянское немое кино, Ер., 1976;
Вартанов А. С., Проблемы армянское кино, «ИК», 1976, № 1;
Армения кинематографическая, Ер., 1971;
Проблемы кино и телевидения, в. 1, Ер., 1980;
Кино Армении, М., 1981.

С. Г. Асмикян, С. А. Гулянова

«Мексиканские дипломаты».

«Мексиканские дипломаты».
Режиссёры А. Мартиросян и Л. Калантар.
(Хвачия — А. Хачанян,
Арам — А. Амирбекян.)
1932.

«Кикос».

«Кикос».
Режиссёр П. Бархударян.
(Слева Кикос — А. Хачанян.)
1931.

«Гикор».

«Гикор».
Режиссёр А. Мартиросян.
(Амбо — Г. Нерсесян,
Гикор — А. Погосян.)
1934.

«Пэпо».

«Пэпо».
Режиссёр А. Бек-Назаров.
(Пэпо — Г. Нерсесян,
Какули — Д. Малян.)
1935.

«Зангезур».

«Зангезур».
Режиссёр А. Бек-Назаров.
(В центре Акопян — Г. Нерсесян.)
1938.

«Горный марш».

«Горный марш».
Режиссёр С. Кеворков.
(Вартан — Д. Малян,
Амо — А. Аветисян.)
1939.

«Из-за чести».

«Из-за чести».
Режиссёр А. Айартян.
(Андреас Элизбаров — Г. Нерсесян.)
1956.

«Лично известен» («Камо»).

«Лично известен» («Камо»).
Режиссёры С. Кеворков, Э. Карамян.
(Камо — Г. Тонунц.)
1958.

«Здравствуй, это я!».

«Здравствуй, это я!».
Режиссёр Ф. Довлатян.
(Артём — А. Джигарханян,
Люся — Н. Фатеева.)
1966.

«Треугольник».

«Треугольник».
Режиссёр Г. Малян.
1967.

«Братья Сарояны».

«Братья Сарояны».
Режиссёры Х. Абрамян, А. Айрапетян.
(Врам — В. Ехшатян,
Геворк — Х. Абрамян,
Сурмелян — Б. Нерсесян.)
1968.

«Наапет».

«Наапет».
Режиссёр Г. Малян.
(Наапет — С. Саркисян,
Нубар — С. Саргаян.)
1977.

«Солдат и слон».

«Солдат и слон».
Режиссёр Д. Кесаянц.
(Арменок — М. Мкртчян.)
1978.

«Умри на коне».

«Умри на коне».
Режиссёр Г. Мелик-Авакян.
(В центре Гай — Г. Манукян.)
1980.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Армянской ССР кинематография" в других словарях:

  • Советская кинематография — советская кинематография. Победа Октябрьской революции положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Советское кино началось с хроники: операторы документалисты, тогда ещё работавшие на частных студиях, запечатлевая дни… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Армянская Советская Социалистическая Республика — (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн)         Армения (Айастан Страна армян).          I. Общие сведения          Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 …   Википедия

  • Карамян, Эразм Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карамян. Эразм Карамян Имя при рождении: Эразм Александрович Мелик Карамян Дата рождения: 2 (15) марта 1912(1912 03 15) …   Википедия

  • Ризаев, Самир Алекперович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ризаев. Самир Алекперович Ризаев Дата рождения: 17 апреля 1924(1924 04 17) Место рождения …   Википедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • Азербайджанская Советская Социалистическая Республика — (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы)         Азербайджан.          I. Общие сведения          Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1950) — Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия в области литературы и искусства …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»