- Белорусской ССР кинематография
«Лесная быль».
Режиссёр Ю. Тарич.
1927.Белору́сской ССР кинематогра́фия. В Белоруссии до Октябрьской революции кинопроизводства не было. Существовал частный прокат фильмов (в 1914 было 56 стационарных киноустановок). Первые киносъёмки проводились кинохроникёрами Петрограда и Москвы. В 1922 было образовано управление «Киноресбел» («Кино республики Белоруссии»), в 1924 — прокатная организация «Белорусское пролеткино». В 1924 при Наркомпросе БССР создано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии — «Белгоскино». В 1925 сняты первые хроникальные ленты — о первомайских празднествах в Минске, заседании съезда Советов БССР и другие; киноочерки —«В здоровом теле — здоровый дух», «Мелиорация БССР»; затем документальные фильмы — «Такая наша Беларусь» (1927), «Колхоз» (1928), «Белорусская веска» (1929), «Гомельщина», «За коллективизацию» и «Осинстрой» (1930). Первый художественный фильм «Белгоскино» — «Лесная быль» (по повести М. Чарота «Свинопас», 1927, режиссёр Ю. В. Тарич) — героико-романтическое произведение о партизанской борьбе белорусского народа в годы Гражданской войны. В 1925 было 62 киноустановки, в 1929 — 406, в 1933 — 1063. В 1928 основана киностудия «Советская Беларусь» (из-за отсутствия собственной базы до 1939 работала в Ленинграде), в 1931 — сектор кинохроники в Минске, регулярно выпускавший киножурнал «Советская Беларусь». В 1935 создана Минская студия кинохроники. В 20—30-е гг. в республике работали сценаристы Б. Л. Бродянский, А. И. Вольный, Г. Я. Кобец, Н. И. Таубе; режиссёры Тарич, В. В. Корш-Саблин, Э. Л. Аршанский, А. М. Файнциммер; операторы Б. Рябов, Д. А. Шлюглейт, С. В. Иванов, А. А. Булинский; актёры В. Н. Крылович, Л. И. Мозалевская, П. С. Молчанов; документалисты Н. Стрешнев, Л. Эпельбаум, И. Н. Вейнерович, М. С. Беров, В. П. Цеслюк, В. С. Цитров, В. М. Стрельцов. В становлении белорусской кинематографии активно участвовали мастера русского советского кино: режиссёры В. Р. Гардин, Е. Л. Дзиган, М. С. Донской, Г. Л. Рошаль; актёры Б. А. Бабочкин, Н. К. Симонов, Б. Н. Ливанов, М. М. Блюменталь-Тамарина, Л. А. Кмит; композитор И. О. Дунаевский. Были поставлены героико-романтические фильмы, посвящённые революционной истории, — «Кастусь Калиновский» (1928, режиссёр Гардин), «Сосны шумят» (по повести Н. Вольного «Два», 1929, режиссёр Л. М. Молчанов), «Отель “Савой”» (1930, режиссёр Файнциммер), а также эпическое кинопроизведение «В огне рождённая» (1930, режиссёр Корш-Саблин). Значительное внимание уделялось современной тематике: проблемам утверждения нового быта — «В большом городе» («Будни», «За и против», 1928, режиссёры М. А. Авербах, Донской), «Суд должен продолжаться» (1931, режиссёр Дзиган); переменам в деревне — «Песня весны» (по повести Я. Коласа «На просторах жизни», 1929, режиссёр Гардин). Борьбе молодёжи Западной Белоруссии за воссоединение с БССР посвящён фильм «До завтра» (1929, режиссёр Тарич).
В центре фильмов 30-х гг. — тема формирования человека нового типа, его мировоззрения: «Женщина» (1932, режиссёр Дзиган), «Золотые огни» (1935, режиссёр Корш-Саблин). Морально-этическим проблемам посвящены кинокомедии Корш-Саблина «Искатели счастья» (1936) и «Моя любовь» (1940). О трудном пути крестьянина к осознанию своего человеческого достоинства, о процессе его духовного раскрепощения рассказано в фильме «Дважды рождённый» (1934, режиссёр Аршанский, в главной роли В. Крылович). События Октябрьской революции и Гражданской войны нашли отражение в фильмах «Первый взвод» (1933) и «Огненные годы» (1939) Корш-Саблина, «Одиннадцатое июля» Тарича и «Балтийцы» Файнциммера — оба 1938. Масштабность изображённых в них событий сочеталась с художественным анализом социальных, классовых конфликтов времени. Были осуществлены постановки фильмов-экранизаций: «Полесские робинзоны» (по Я. Мавру, 1935, режиссёры И. В. Бахар, П. С. Молчанов), «Соловей» (по З. Бядуле, 1938, режиссёр Аршанский). Значительный интерес представляла сатирическая комедия на историческом материале «Поручик Киже» (по Ю. Н. Тынянову, 1934, режиссёр Файнциммер, сценарист Тынянов). По произведениям А. П. Чехова поставлены фильмы «Налим» и «Маска» (1938, режиссёр С. И. Сплошнов), «Медведь» (1938) и «Человек в футляре» (1939) — оба режиссёра И. М. Анненского. В 1939 белорусское кино получило собственную производственную базу в Минске. После освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков началось возрождение и дальнейшее развитие кино Белоруссии. В 1946 киностудия «Советская Беларусь» переименована в «Беларусь-фильм». Возобновился выпуск художественных фильмов («Новый дом», 1947, режиссёр Корш-Саблин). Значительным событием в истории белорусского кино стал фильм «Константин Заслонов» (1949, режиссёры Файнциммер, Корш-Саблин), в котором героико-романтическая направленность сочеталась с глубокой разработкой характеров народных героев — оршанских подпольщиков и партизан. Были экранизированы пьесы белорусских драматургов Я. Купалы («Павлинка», 1952, режиссёр А. Г. Зархи), К. Крапивы («Поют жаворонки», 1953, режиссёры Корш-Саблин, К. Н. Санников, «Кто смеётся последним», 1955, режиссёр Корш-Саблин), В. Вольского («Нестерка», 1955, режиссёр Зархи). Поставлен первый цветной фильм «Дети партизана» (1954, режиссёры Л. В. Голуб, Н. Н. Фигуровский). Дети и война — главная тема фильмов «Девочка ищет отца» (1959), «Улица младшего сына» (1962), «Пущик едет в Прагу» (1966, с ЧССР), «Анютина дорога» (1968), «Полонез Огинского» (1971) — все поставлены Голубом, и др. Создавались фильмы о коммунистическом подполье в Западной Белоруссии («Красные листья», 1958, режиссёр Корш-Саблин), борьбе советских патриотов в период Великой Отечественной войны («Часы остановились в полночь», 1959, режиссёр Фигуровский). Были поставлены фильмы о жизни советских людей, фильмы, посвящённые злободневным проблемам первого послевоенного десятилетия, интернациональной дружбе: «Наши соседи» (1957, режиссёр СПЛОШНОВ), «Впереди — крутой поворот» (1960, режиссёр Р. Н. Викторов), «День, когда исполняется 30 лет» (1962, режиссёр В. Н. Виноградов), «Тысяча окон» (1968, режиссёр А. В. Спешнев). В 1961 в Минске вступило в строй новое здание студии, её коллектив пополнился молодыми режиссёрами, операторами, художниками, инженерно-техническими работниками. Увеличилось число выпускавшихся фильмов, разнообразнее стали их тематика и жанры, режиссёрское и изобразительное решение. Исторические события нашли отражение в картинах «Москва — Генуя» (1964, режиссёр Спешнев при участии Корш-Саблина и П. Н. Арманда), «Запомним этот день» (1967, режиссёр Корш-Саблин), «Я, Франциск Скорина» (1970, режиссёр Б. М. Степанов), «Крушение империи» (по М. Э. Козакову, 1971, режиссёр Корш-Саблин), «Рудобельская республика» (1972, режиссёр Н. А. Калинин), «Хлеб пахнет порохом» (1974, режиссёр В. А. Никифоров). Более углублённой разработкой характеров героев, стремлением к показу высокого идейно-нравственного уровня советских людей были отмечены фильмы о Великой Отечественной войне и партизанском движении: «Через кладбище» (1965, режиссёр В. И. Туров), «Письма к живым» (1965, режиссёр Виноградов), «Альпийская баллада» (по В. В. Быкову, 1966, режиссёр Степанов), «Иван Макарович» (1968, режиссёр И. М. Добролюбов), «Я родом из детства» (1966), «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» (1971) — все режиссёра Турова, и др.
В 70-х гг. центральное место заняли картины о современности. В них ставятся проблемы выбора главного дела жизни, ответственности перед обществом, социальной активности личности: «Облака» (1973) и «Гарантирую жизнь» (1978) — оба режиссёра Степанова, «Улица без конца» (1973), «Расписание на послезавтра» (1979) и «Третьего не дано» (1981) — все режиссёра Добролюбова, «Время её сыновей» (1976), «Воскресная ночь» (1977) и «Точка отсчёта» (1980) — все режиссёра Турова, «Сын председателя» (1976) и «Обочина» (1978) — оба режиссёра Никифорова, «Большой трамплин» (1974) и «Семейные обстоятельства» (1977) — оба режиссёра Л. В. Мартынюка, «Примите телеграмму в долг» (1979, режиссёр Л. А. Нечаев), «Родное дело» (1980, режиссёр А. В. Ефремов), «Половодье» (1981, режиссёр В. П. Четвериков), «Культпоход в театр» (1983, режиссёр В. Д. Рубинчик). Великая Отечественная война нашла отражение в фильмах режиссёров разных поколений: «Батька» (1972, режиссёр Степанов), «Завтра будет поздно» (1973, режиссёры А. Я. Карпов, М. Тяпак, с ЧССР), «Братушка» (1976, режиссёр Добролюбов, с НРБ), «Маленький сержант» (1977, режиссёр Голуб, с ЧССР), «Венок сонетов» (1977, режиссёр Рубинчик), «Пламя» (1975) и «Чёрная берёза» (1978) — оба режиссёра Четверикова. События Гражданской войны — в основе фильма «Поговорим, брат...» (1979, режиссёр Ю. С. Чулюкин), телефильма «Государственная граница» (4 серии, 1979—80, режиссёр Степанов). Большое место в белорусском кино занимают экранизации литературных произведений: «Миколка-паровоз» (по М. Лынькову, 1957, режиссёр Голуб), «Первые испытания» (по трилогии Я. Коласа «На росстанях», 1960—61, режиссёр Корш-Саблин); «Третья ракета» (1963, режиссёр Р. Н. Викторов), «Альпийская баллада» (1966, режиссёр Степанов), «Волчья стая» (1975, режиссёр Степанов) и «Фруза» (1981, режиссёр Никифоров, телефильм) — все по В. В. Быкову, по его же повестям «Журавлиный крик» и «Атака с ходу», а также оригинальному сценарию «Перед восходом солнца» поставлен телефильм «Долгие вёрсты войны» (1975, режиссёр А. Я. Карпов); «Дикая охота короля Стаха» (по В. С. Короткевичу, 1980, режиссёр Рубинчик); «Свадебная ночь» (1980, режиссёр Карпов) и «Возьму твою боль» (1981, режиссёр М. Н. Пташук) — оба по И. П. Шамякину, «Люди на болоте» (1982) и «Дыхание грозы» (1983) — оба по И. П. Мележу, режиссёра Турова, «Раскиданное гнездо» (по Я. Купале, 1982, режиссёр Б. И. Луценко); по рассказам В. М. Шукшина киноальманах «В профиль и анфас» (1979, режиссёры Н. В. Лукьянов, А. В. Ефремов, С. Г. Сычёв), и другие; телефильмы: по И. С. Тургеневу — «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» (1971, режиссёр Туров), «Гамлет Щигровского уезда» (1976, режиссёр Рубинчик), «Затишье» (1981, режиссёр Четвериков); по Дж. Лондону — «Время-Не-Ждёт» (1975, режиссёр Четвериков).
Производство телефильмов организовано на киностудии в 1968. Здесь поставлены: «Руины стреляют» (6 серий, 1970—72, режиссёр Четвериков), «Кортик» (1973, режиссёр Калинин), «Последнее лето детства» (режиссёр Рубинчик) и «Вашингтонский корреспондент» (режиссёр Дубровин) — оба 1974, «Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку» (1977) — оба режиссёра Л. А. Нечаева, «Встреча на далёком меридиане» (1977, режиссёр С. С. Тарасов), «Время выбрало нас» (5 серий, 1976—78, режиссёр Пташук), «Наше призвание» (1981, режиссёр Г. И. Полока) и др. На белорусском телевидении поставлены: «Вся королевская рать» (по Р. П. Уоррену, 1971, режиссёры А. 3. Гуткович, Н. А. Ардашников), «Атланты и кариатиды» (4 серии, 1979, режиссёр Гуткович) и др.
В 1973 на киностудии создана мастерская мультипликационных фильмов. Поставлены: «Алёнкин цыплёнок» (1974, режиссёр Л. Н. Щукалюков), «Квака-задавака» (режиссёр В. А. Голиков) и «Тимка и Димка» (режиссёр М. А. Лубянникова) — оба 1975, «Косарь-богатырь» (1976, режиссёр Щукалюков), «Листопадничек» (1977), «Отшельник и роза» (1980) и «Про кота Васю и охотничью катавасию» (1981) — все режиссёра К. С. Кресницкого, «Миловица» (1977) и «Светлячок и росинка» (1978) — оба режиссёра Ю. А. БУТЫрина, «Нестерка» (1980, режиссёр Е. А. Ларченко), «Котёнок Филя и...» (1981, режиссёр Т. Житковская) и др.
Значителен вклад в развитие белорусской кинематографии и документалистов. В 30-е гг. ведущее место в документальном кино заняла тема строительства социализма в республике: «На подъёме» (1931, режиссёр Л. Эпельбаум), «Право на труд», «Право на образование» и «Право на отдых» (все 1936, режиссёр И. Н. Вейнерович, Стрельцов), «С хуторов — в колхозные селения» (режиссёр Вейнерович) и «Красный дозор» (режиссёры В. Г. Шмидгоф, М. С. Гавронский) — оба 1937. Во время Великой Отечественной войны операторы-документалисты были включены во фронтовые киногруппы, вели съёмки в партизанских отрядах. С 1942 в Москве на ЦСДФ выпускался киножурнал «Советская Беларусь». В 1944 группа кинематографистов под руководством Корш-Саблина и М. Садковича сняла фильм «Белорусский киноконцерт» и полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии», куда вошли кинокадры, снятые фронтовыми операторами. С 1945 в Минске выпускались киножурналы, документальные фильмы о злодеяниях фашистов на белорусской земле, о восстановлении городов и сёл, народного хозяйства и культуры республики. Среди наиболее значительных документальных фильмов: «Советская Белоруссия» (1948) и «Счастье народа» (1949) — оба режиссёра Голуба, «Белая Вежа» (1952, режиссёр Сплошнов), «Страницы истории Минска» (1957, режиссёр П. П. Шамшур), «Цитадель славы» (1960, режиссёр М. И. Горбунов), «Дочь партии» (1961, режиссёр В. Н. Сукманов), «Дорога без привала» (1965, режиссёр Вейнерович), «Казнён в сорок первом» (1967, режиссёр Четвериков), «Штрихи к портрету» (1968, режиссёр Цеслюк, Р. 3. Ясинский, И. Ц. Пикман), «Боль моя — Хатынь» (режиссёр П. К. Олиференко, 1969), «Бронзовый солдат» (1970, режиссёр Б. К. Сарахатунов), «Лилия — дочь Георгицы» (1971, режиссёр Ю. В. Лысятов), «Баллада о мужестве и любви» (1972) и «Горизонты дорог» (1977) — оба режиссёра Вейнеровича, «Я — крепость, веду бой» (1972) и «Красная тетрадь» (1980) — оба режиссёра Пикмана, «Земля моя — судьба моя» (1978, режиссёр Лысятов, Ясинский). Особое место в документальной кинолетописи трагедии и мужества народа занимает цикл «Женщина из убитой деревни», «Горсть песка», «Немой крик», «Суд памяти» и «Последнее слово» (по книге А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника «Я — из огненной деревни», все 1975—78, режиссёр В. Н. Дашук). Современность отображена в серии кинопортретов, репортажей, кинонаблюдений: «Урок длиною в год» (1963, режиссёр Ясинский, С. Р. Фрид), «Птица икс» (1972, режиссёр Д. Н. Михлеев), «Десять лет спустя, или Надежды и тревоги 10“А”» (1973, режиссёры Сукманов, Ясинский), «Охота на золото» (режиссёр С. П. Лукьянчиков) и «Солдатки» (режиссёр Ю. А. Марухин) — оба 1974, «Опалённая память» (режиссёр А. И. Каневский) и «О матерях можно рассказывать бесконечно» (режиссёр Вейнерович, Олиференко, Ясинский) — оба 1975, «Генеральный директор» (режиссёр М. К. Заслонова) и «И днём, и ночью» (режиссёр Сарахатунов) — оба 1977, «Корабль принял имя» (1978) и «От имени детства» (1981) — оба режиссёра В. М. Шаталова, «Немая скрипка» и «Тонежские бабы» (оба 1978, режиссёр В. П. Рыбарев), «Слово о матери» (1979, режиссёр А. Д. Заболоцкий), «Голоса веков» (1979) и «Память столетий» (1982) — оба режиссёра Н. П. Саввы, «Хроника пребывания на земле» (1980, режиссёр Михлеев), «Мы из Белоруссии» (1975) и «Отчее поле» (1980) — оба режиссёра Лысятова. Создан ряд кинопортретов деятелей культуры республики (Купалы, Я. Коласа, И. Мележа, П. Молчанова, Корш-Саблина и др.). В 1961—68 работала Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов (ныне объединение «Летапiс» киностудии «Беларусьфильм»). Научно-популярные фильмы затрагивают проблемы научно-технической революции, совершенствования управления народным хозяйством, культурного строительства (режиссёры Рыбарев, И. Ц. Пикман, Кресницкий, Стрельцов и др.). В документальном и научно-популярном кино проявляется тенденция к образно-публицистическому осмыслению фактов. Выпускаются киножурналы «Савецкая Беларусь», «Шянер Беларуси», «Беларускае мастацтва», «Сельская гаспадарка Беларусь, «Навука i тэхшка БССР».
Для белорусского кино писали сценарии видные писатели и драматурги (К. Крапива, А. Е. Макаёнок, А. Мовзон, В. Вольский, К. Л. Губаревич, Быков и многие другие). В 1960—70-е гг. активно работали режиссёры и операторы старшего поколения: Корш-Саблин, Голуб, СПЛОШНОЙ, Булинский, В. Л. Окулич, Г. Я. Вдовенков, Горбунов, Шамшур, Стрельцов, С. М. Брауде, Фрид, Стальмаков, Сарахатунов; режиссёр-оператор Вейнерович, Цеслюк, В. А. Орлов, Беров, Ю. М. Иванцов. В 70-е гг. облик белорусского кино определяют фильмы режиссёров Турова, Четверикова, Степанова, Добролюбова, Карпова, Никифорова, Мартынюка, Рубинчика, Пташука, Ю. Н. Дубровина, Нечаева, В. Н. Дашука, Ю. В. Лысятова, Михлеева, Ясинского, Сукманова, Лукьянчикова, Цеслюка, А. А. Карпова, Саввы, Заслоновой, Р. Б. Дзодзиевой. Появились фильмы молодых режиссёров А. В. Ефремова, Рыбарева, Лукьянова, Сычёва, В. Д. Пономарёва, Ю. Н. Аксанченко, А. М. Чекменева, Б. М. Горошко и др. Плодотворно работают операторы Ю. А. Марухин, Д. Е. Зайцев, О. Т. Авдеев, В. Е. Николаев, Г. И. Масальский, Т. Д. Логинова, С. В. Петровский, Ф. А. Кучар, И. К. Ремишевский и др. Значительный вклад в развитие белорусского кино внесли актёры Г. П. Глебов, П. С. Молчанов, В. В. Дружников, В. П. Тарасов, Р. И. Янковский, Ю. В. Горобец, Л. Г. Румянцева, А. И. Климова и многие другие. В 1962 основан СК республики (оргбюро создано в 1957). В БССР (1981) 7143 киноустановки (в городах 917, на селе 6226).
Проблемами теории и истории киноискусства занимается созданный в 1957 сектор театра и кино (с 1977 — кино и телевидения) Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (в аспирантуре сектора готовятся кадры киноведов), факультет журналистики Белорусского университета. Издаётся ежемесячно рекламно-информационный бюллетень «На экранах Беларусi» (с 1957) и рекламная газета «Кинонеделя Минска» (с 1958). Вопросы кино освещаются в еженедельнике «Лiтаратура i мастацтва», газетах и журналах республики, выпускаются сборники статей по проблемам кино.
Литература:
Бондарева Е. Л., Шилова Л. Ф., Очерк на экране, Минск, 1969;
Бондарева Е. Л., В кадре и за кадром, Минск, 1973;
ее же, Время, экран, критика, Минск, 1975; ее же, Кинолента длиною в жизнь, Минск, 1980;
Красинский А. В., Экран земли белорусской, М., 1973;
его же, Фильмы. Герои. Время, Минск, 1975;
его же, Кинодокумент и образ времени, Минск, 1980;
Михайлова С. Д., Активный экран, Минск, 1979;
Нечай О. Ф., Экран и мы, Минск, 1971;
ее же, Становление художественного телефильма, Минск, 1976;
ее же, Большой мир малого экрана, Минск, 1979;
Нечай О. Ф., Ратников Г. В., Основы киноискусства, Минск, 1978;
Смаль В. И., Беседы у киноэкрана, Минск, 1973;
его же, На экране — герой и народ, Минск, 1974;
его же, Человек. Война. Подвиг, Минск, 1979;
его же, Сквозь приему десятилетий, Минск, 1980;
История белорусского кино, ч. 1—2, Минск, 1969—70;
Белорусское кино, в книге: История советского кино, т. 1—4, М., 1969—78;
Кино Советской Белоруссии. Сборник, составитель Е. Л. Бондарева, М., 1975;
Бондарева Е., Красинский А., Кино Белоруссии, М., 1982.Е. Л. Бондарева, А. В. Красинский.
«Поручик Киже».
Режиссёр А. Файнциммер.
(Адъютант Э. Гарин.)
1934.
«Искатели счастья».
Режиссёр В. Корш-Саблин.
(Двойра М. Блюменталь-Тамарина.)
1936.
«Медведь».
Режиссёр И. Анненский.
(Смирнов М. Жаров,
Попова О. Андровская.)
1938.
«Моя любовь».
Режиссёр В. Корш-Саблин.
(Шура Л. Смирнова.)
1940.
«Константин Заслонов».
Режиссёр А. Файнциммер.
(Заслонов В. Дружников,
Секретарь обкома А. Хвыля.)
1949.
«Часы остановились в полночь».
Режиссёр Н. Фигуровский.
(Ганна Чёрная Е. Козырева.)
1959.
«Красные листья».
Режиссёр В. Корш-Саблин.
(Стася И. Арепина,
Андрей Метельский Э. Павулс,
Ксёндз С. Берилло.)
1958.
«Девочка ищет отца».
Режиссёр Л. Голуб.
1959.
«Москва Генуя».
Режиссёр А. Спешнев.
(Ллойд Джордж В. Белокуров,
Чичерин Г. Белов,
Менье Р. Плятт.)
1964.
«Третья ракета».
Режиссёр Р. Викторов.
(Желтых Г. Жжёнов.)
1963.
«Я родом из детства».
Режиссёр В. Туров.
1966.
«Иван Макарович».
Режиссёр И. Добролюбов.
1968.
«Маленький сержант».
Режиссёр Л. Голуб (с ЧССР).
1977.
«Волчья стая».
Режиссёр Б. Степанов.
(Актёры А. Грачёв и В. Белохвостик.)
1975.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.