- Индонезийская кинематография
«Калека».
Режиссёр К. Сукарди.
1952.индонези́йская кинематогра́фия. Первые фильмы были сняты в Индонезии в середине 1920-х гг. голландскими режиссёрами. Основная масса индонезийской кинопродукции, выпускавшаяся на средства голландских и китайских предпринимателей, была проникнута духом колониализма. Попыткой отразить подлинную жизнь страны выделялся полудокументальный фильм «Парех» (1935, голландский режиссёр М. Франкен), знакомивший с жизнью крестьян. В период японской оккупации (1942—1945) кинематография служила целям японской пропаганды, но были созданы 2 фильма, отмеченные чертами национального своеобразия: «Дождь» (режиссёр И. Пербатасари) и «Мои мечты» (режиссёр С. Палинди).
После завоевания независимости (1945) стала формироваться национальная кинематография. Прогрессивные социальные тенденции отличали кинокартины «Калека» (1952, режиссёр К. Сукарди, в советском прокате «Гиман»), «Туранг» (режиссёр Б. Сиагин) и «Возвращение на родину» (режиссёр Б. Эффенди) — оба 1954, а также «За школьной стеной» и «Светлячок» — оба режиссёра В. Умбоха, «Безжалостный грех» (режиссёр У. Исмаил).
После прихода к власти в 1965 военных выпуск фильмов заметно сократился. Чтобы предотвратить резкое падение кинопроизводства, Министерство информации создало Национальную организацию по кинопроизводству и обложило налогом каждый импортируемый фильм. В результате проводимой политики в конце 60-х гг. индонезийские фильмы (преимущественно мелодрамы, исторические и приключенческие) становятся конкурентоспособными и завоёвывают кинорынок стран Юго-Восточной Азии. С каждым годом растёт выпуск фильмов, число импортируемых лент сокращается.
Наиболее известные режиссёры: Умбох («Маленькие звёзды», 1963, «Мама», 1972, «Личность», «Невинная невеста» и «Свадьба», 1974, «Великий любовник», 1975), Т. Джунаиди («Мама, любовь моя», 1968, «Конец мечты», 1973), С. Джая («Доэль, ребёнок из Бетави», 1973, «Шёлковый фиолетовый туман», 1980, а также экранизации литературных произведений), С. Суварди Хассан («Несчастья падчерицы», 1973, «Приёмный сын», 1974, «Слезы отчаяния» и «Нет времени для разговоров», 1975). Популярностью пользовались фильмы «Как выжить», «Престиж» и «Запретный плод» (1980), «Женщина в оковах» и «Хорошо, бой» (1981).
В 80-е гг. производится более 50 фильмов в год, имеется около 1200 кинотеатров.
также: Указатель фильмов по странам. Индонезия
«Туранг».
Режиссёр Б. Сиагин.
1954.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.