Индийская кинематография

Индийская кинематография
«Девдас».

«Девдас».
Режиссёр П. Ч. Баруа.
(Актёры Сайгал и Джамуна.)
1935.

инди́йская кинематогра́фия. В 1896 в Бомбее состоялся показ фильмов братьев Люмьер. Вскоре англичанин Стивенсон снял фрагменты из бенгальского музыкального спектакля «Персидский цветок». Андерсон выпустил документальный фильм «Прибытие поезда на бомбейский вокзал» и «Пуна, 1899 — скачки». В 1899 фотограф Х. С. Бхатвадекар снял ленты «Состязание двух борцов», «Дрессировщик обезьяны». В 1902 Дж. Ф. Мадан основал первую в стране компанию по демонстрации фильмов «Эльфистан», позднее монополизировавшую производство и прокат фильмов во всей северо-восточной Индии, в Бирме и на Цейлоне. В 1909—12 наряду с короткометражными хронико-документальными фильмами демонстрировались художественные фильмы из США, Великобритании, Италии, Дании и Германии.

В 1912 в Бомбее был показан первый отечественный игровой фильм «Пундалик» режиссёра Р. Д. Торне (фильм-спектакль по мифологической драме). Регулярное производство началось в 1913, когда на экран вышел фильм «Раджа Харишчандра» режиссёра Д. Г. Пхалке (известен под именем Дадасахеб Пхалке), который считается родоначальником индийского кинематографа. Противопоставляя колонизаторам национальную художественную культуру, мифологические и исторические картины Пхалке способствовали утверждению социально-нравственного самосознания индийского народа. Режиссёр сумел соединить рамлилы и кришналилы (народные театрализованные представления) с кинематографическим зрелищем. Он ввёл в практику кинематографа многочисленные кинотрюки. Традиции Пхалке продолжал и развивал другой пионер индийского кинематографа — Б. Пейнтер, дебютировавший в 1919 фильмом «Сайрандхри» (по пьесе К. П. Кхадилкара «Убийство Кичака», содержавшей политический подтекст). Пейнтер выпустил также несколько исторических картин. Общественный резонанс вызвали фильмы, способствовавшие утверждению социального начала в индийской кинематографии: «Вернувшийся из метрополии» (1921, режиссёр Д. Гангули), в котором высмеивалось раболепное преклонение перед западным образом жизни, и «В кабале у ростовщика» (1925, режиссёр Пейнтер), где показывалась эксплуатация деревенской бедноты помещиками и ростовщиками. Различные аспекты эволюции индийского общества затрагивали в своих картинах М. Бхавнани, Ф. Остен, Ч. Шах и др. Во второй половине 20-х гг. в индийской кинематографии появились фильмы на историческую тему, прославлявшие подвиги военачальников Махараштры и Раджастхана и великих полководцев Древней Индии. Пронизанные пафосом любви к родине, они призывали к борьбе с колониализмом. В период подъёма в стране национально-освободительного движения, в 1928 был принят закон о кинематографе, запрещавший пропагандировать борьбу трудящихся за свои классовые, социально-экономические и политические интересы. Под действием этого закона попали фильмы «Гирлянда свараджа» (1929, режиссёр В. Шантарам), «Гнев» (режиссёр Р. С. Чаудхури) и «Бомба» (режиссёр П. Карани) — оба 1930, «Фабричный рабочий» (по Премчанду, 1934, режиссёр М. Бхавнани), а также другие картины, авторы которых пытались отразить явления тогдашней общественной жизни. Был наложен запрет на демонстрацию советского фильма («Броненосец “Потёмкин”» и др.), установлена цензура над «неблагонадёжными» фильмами других стран.

В 1931 в Бомбее состоялась премьера первого индийского звукового (на языке хиндустани) фильма «Красота мира» (режиссёр А. Ирани). Развернулось производство звуковых картин и на других языках (в 1931 — первые звуковые фильмы на бенгали, тамили и телугу, в 1932 — на маратхи и гуджарати, в 1933 — на ассами, в 1934 — на каннара, в 1935 — на панджаби, в 1936 — на ория и в 1938 — на малаялам). На рубеже 30—40-х гг. в Бомбее, Калькутте и Мадрасе сложились три автономных центра кинопроизводства, три киношколы, отличавшиеся друг от друга по тематическим, жанровым и стилистическим особенностям. В картинах режиссёров Шантарама, Н. Бошу, П. Ч. Баруа, Д. Бошу и Мехбуба нашли отражение многие стороны жизни индийского общества тех лет: тяжёлое экономическое положение трудящихся («После землетрясения», 1935, «Золотое общество», 1936, оба режиссёра Д. Бошу; «Мать — земля», 1938, режиссёра Н. Бошу; «Хлеб», 1942, режиссёр Мехбуб, и др.), стремление к единству народа перед лицом надвигающегося раскола страны («Соседи», 1941, режиссёр Шантарам), эта же тема затрагивалась и в исторических фильмах («Призыв», 1939, и «Александр Македонский», 1941, оба режиссёра Сохраба Моди), борьба за социальное раскрепощение женщин («Пусть осуждают», 1936, и «Жизнь дана ради жизни», 1939, оба режиссёра Шантарама; «Директор фабрики», 1937, режиссёр Н. Бошу; «Джагирдар», 1937, и «Женщина», 1940, оба режиссёра Мехбуба), протест против общественного неравенства, усугубляемого кастовой дискриминацией («Девдас», 1935, режиссёр Баруа), и др. Многие из этих картин вошли в золотой фонд индийской кинематографии. Кинопромышленность постепенно превращалась в одну из рентабельных отраслей экономики. Ориентация на мелкобуржуазного зрителя привела к выпуску массовой кинопродукции развлекательного характера, лишь условно связанной с социальной действительностью.

Освобождение Индии от колониальной, зависимости (1947) знаменовало новый этап в развитии индийской кинематографии. В 1949 специальная комиссия занялась изучением состояния национального кино. С 1953 были учреждены государственные (с 1966 национальные) премии, создано общество детских фильмов (с 1955), организована государственная Корпорация финансирования кино (1960, с 1980 Национальная корпорация развития кино), сыгравшая значительную роль в становлении кинопроизводства, независимого от произвола частного капитала. В 1961 в Пуне для подготовки кадров был открыт Киноинститут (с 1975 Институт кино и телевидения), затем в Мадрасе — Институт кинофототехники, в Бомбее — Институт актёрского мастерства имени Камала Амрохи. В 1964 создан Национальный киноархив. К 50-м гг., в обстановке подъёма национально-демократического движения и борьбы за экономическое возрождение Индии, в индийской кинематографии усилились социальные мотивы. Фильмы «Дети земли» (1946, режиссёр Х. А. Аббас), «Обездоленные» (1948, режиссёр Н. Гхош) и «Два бигха земли» (1953, режиссёр Б. Рой) признаны лучшими лентами о жизни индийского крестьянства. Режиссёры Аббас и Рой в ряде картин впервые показали крупным планом крестьянина и рабочего, пробудившихся к сознательной жизни. В других фильмах Аббаса («Четыре сердца, четыре дороги», 1959; «Город и мечта», 1963, в советском прокате «Тысяча ночей на ложе из камня»; «Семь индийцев», 1969, «Две капли воды», 1971) и Роя («Служба», 1954, «Суджата», 1959, «Испытание», 1960), а также в фильмах режиссёра Мехбуба («Мать-Индия», 1957, «Сын Индии», 1962), Ч. Ананда («Ураган», 1952, «Истина», 1964), М. Каула («Развод», 1958, «Сводный брат», 1962) отразился процесс пробуждения социального сознания различных слоев индийского народа, связанный с борьбой против феодальной и капиталистической эксплуатации, реакционных религиозно-кастовых традиций и предрассудков. Пафосом борьбы за социальную справедливость, надеждой на лучшее будущее человека из низов проникнуты ранние фильмы Р. Капура «Пламя» (1947), «Сезон дождей» (1949), «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955). Однако в начале 60-х гг. некоторые его картины начали утрачивать социальную направленность. Именно в этот период преобладающим жанром в индийской кинематографии стала своеобразная смесь семейно-бытовой мелодрамы и приключенческого фильма. Отдельные бомбейские режиссёры переключились на экранизацию литературных произведений.

Во второй половине 50-х гг. в кинематограф пришли режиссёры С. Рей, Р. Гхатак, М. Сен. Уже ранние фильмы этих режиссёров, испытавшие, в частности, влияние произведений советского киноискусства и итальянского неореализма, способствовали утверждению реалистических тенденций в индийской кинематографии. Это фильмы: «Горожанин» (1952, в прокате с конца 70-х гг.), «Живое существо — автомобиль» (1957, режиссёр Гхатак), «День свободы» (1960, режиссёр Сен), а также кинотрилогия Рея по Б. Бондопаддхаю «Песнь дороги» (1955), «Непокорённый» (1956), «Мир Апу» (1959). Творчество Рея оказало непосредственное влияние на создание режиссёром Аббасом картин «Город и мечта» (1963) и «Воздушный замок» (1965), а также на работы бенгальских режиссёров Т. Синха, Т. Маджумдара, Р. Тарафдара, П. Паттреа и режиссёров Южной Индии.

В опубликованном в 1968 «Манифесте нового кино» режиссёры Сен и А. Каул сформулировали основные положения «параллельного» кинематографа (сближение искусства с жизнью, отказ от компромисса с традиционным кино, создание недорогих фильмов за счёт использования непрофессиональных актёров, натурных съёмок и др.). Деятельное участие в становлении нового направления в индийской кинематографии приняли многие кинокритики, Корпорация финансирования кино и выпускники Киноинститута в Пуне. Поставленный на средства корпорации фильм «Бхуван Шом» (1969, режиссёр Сен) — первая лента нового направления, окончательно сформировавшегося к началу 70-х гг. К параллельному» кинематографу хинди принадлежат разные по своей творческой манере и идейным убеждениям режиссёры, создавшие фильмы «Всё небо» (по Р. Ядаву, 1969, режиссёр Б. Чаттерджи), «Стук в дверь» (1970, сценарист и режиссёр Р. С. Веди), «Один день в месяце ашарх» (по М. Ракешу, режиссёр М. Каул), «И всё же» (по Камалешвару, режиссёр Ш. Синха) — оба 1971, «Волшебное зеркало» (по Н. Варме, 1972, режиссёр К. Шахани), «Поезд № 27» (по Р. Бахши, режиссёр А. Каул) и «Горячий ветер» (по И. Чугтаи, режиссёр Сатхью) — оба 1973. Режиссёры П. Бхаскаран, М. Т. Васудеван-Наяр, Р. Кариат, А. Гопалакришнан (штат Керала), Б. В. Карантх, Г. Карнад (штат Карнатака), К. Б. Тилак, В. Рао (штат Андхра-Прадеш) и Сен (штат Западная Бенгалия) в картинах 70-х гг. уделяли внимание борьбе за социально-экономическое равноправие бывших «неприкасаемых» (хариджан). Во второй половине 70-х гг. в условиях обострения политической борьбы внутри страны, а также из-за отказа Корпорации финансирования кино субсидировать фильмы, не приносящие дохода, движение «параллельного» кино переживало определённый спад. Режиссёры бомбейского зрелищного кинематографа начали создавать широкоэкранные стереофонические фильмы самых разных жанров: остросюжетные триллеры («Искры», 1975, режиссёр Р. Сиппи, в советском прокате «Месть и закон»; «Стена времени», 1980, режиссёр Р. Тандон; «Судьба», 1981, режиссёр М. Десаи), «фильмы катастроф» («Пожар в поезде», 1979, режиссёр Б. Р. Чопра; «Чёрный уголь», 1979, режиссёр Я. Чопра), сентиментальные мелодрамы с приключенческим («Стена», 1975, режиссёр Я. Чопра; «Непоседа», 1976, режиссёр П. Чакраварти, в советском прокате «Мститель»; «Амар, Акбар, Антони», 1977, режиссёр Десаи) и сказочным сюжетами («Мираж», 1976, режиссёр Р. Шукла). В конце 70- начале 80-х гг. в картинах многих индийских режиссёров получили широкое отражение актуальные проблемы современной индийской действительности: борьба женщин за равноправие в семье и обществе («Роль», 1977, в советском прокате «Трудная роль», режиссёр Ш. Бенегал; «День как день», 1979, режиссёр Сен), положение крестьян («Деревенская история», 1977, режиссёр Сен; «Мать — земля», 1980, и «Лишённые земли», 1981, оба режиссёра Г. Гхоша; «Избавление», 1981, режиссёр Рей), выступления рабочих за социальные права («Почему разозлился Альберт Пинто», 1980, режиссёр С. Мирза) и др.

Совместно с СССР поставлены фильмы: «Хождение за три моря» (1957), «Чёрная гора» (1972), «Рикки-Тикки-Тави» и «Восход над Гангом» (1976), «Приключения Али-бабы и сорока разбойников» (1979).

В кино хинди работают: режиссёры — Р. Капур, Р. Мукерджи, Б. Бхаттачария, Б. Чаттерджи, Гульзар, Ш. Саманта, Р. Кхосла, П. Чакраварти; актёры старшего поколения — Пран, Д. Кхоте, С. Кумар, Нирупа Рай, Х. Малини, Дхармендра, А. Баччан, Д. Ананд, В. и Р. Кханна; молодые актёры — Ш. Азми, С. Патил, В. Синха, А. Палекар, З. Аман, Риши Капур, А. Хан, Рекха и другие; операторы — К. К. Махаджан, К. Вайкунтх, Р. Кармакар, Г. Нихалани.

В 1948 основана государственная студия документальных фильмов «Филмс дивижн». К 1980 студия стала выпускать свыше 200 документальных фильмов, киножурналов и мультипликационных фильмов в год. Документальные фильмы представляют собой учебно-просветительные или видовые по заказу туристских фирм. Среди режиссёров-документалистов — Д. Мурари, Л. Локсена. С 1952 в Дели проводятся международные кинофестивали и с 1978 — внеконкурсные в других городах. Фестивали лучшего национального фильма года устраиваются ежегодно. С 1975 вместо национальной премии «Золотая медаль» и «Серебряная медаль» ежегодно (с 1966) присуждаются премии «Золотой лотос» и «Серебряный лотос». Премия «Серебряный лотос» присуждается за лучший фильм года на языках народов Индии. Существуют также премия имени Д. Пхалке (за заслуги в области развития киноискусства), имени Наргис (за фильм на тему национальной интеграции). С 1971 по выпуску художественных фильмов индийская кинематография удерживает первое место в мире (в 1971—432, 1975—475, 1979—714, 1981—737). В стране работают (1981) свыше 11000 кинотеатров.

Основные профессиональные объединения кинодеятелей: Ассоциация кинопродюсеров Индии (основана 1937), Гильдия южно-индийских кинопродюсеров, Ассоциация индийских кинопрокатчиков, Ассоциация владельцев кинотеатров, директорат кинофестивалей (основана 1973), Национальная корпорация развития кино (основана 1980). Среди ведущих киноведов и кинокритиков: Б. Шривастав, К. Саркар, М. Миттал, Ф. Рангунвала, Х. Махмуд, В. П. Сатхе, Б. К. Каранджия.

В конце 70-х гг. в Индии около 630 журналов и газет писали о кино, наиболее известны: «Film Fare» (с 1952), «Film-World» (с 1962), «Screen» (с 1950), «Рупа-тара» (на бенгали), «Виджаячитра» (на каннара), «Расаранг» и «Читрапат» (на маратхи), «Филм мэгэзин» и «Синорама» (на малаялам), «Песумпадам» (на тамили), «Телугу синема» и «Читракала» (на телугу), «Мадхури» (на хинди), «Шама» (на урду) и др.

также: Указатель фильмов по странам. Индия

Литература:
Гарга Б. Д., Гарги Балвант, Кино Индии, перевод с английского, М., 1956;
Шах Панна, Индийское кино, перевод с английского, М., 1956;
Колодяжная В. С., Трутко И. И., История зарубежного кино, т. 2 — 1929—1945, М., 1970;
Соболев Р., Кино Индии, М., 1977;
Ермаш Ф. Т., Новый этап советско-индийского сотрудничества и содружество кинематографий, «Искусство кино», 1981, № 4;
Film seminar report, New Delhi, 1956;
Barnouw E., Krishnaswamy S., Indian film, N.Y.—L., 1963;
Parrain P., Regards sur le cinéma indien, P., 1969;
Mujawar L, Maharashtra — birthplace of Indian film industry, New Delhi, 1969;
Rangoonwalla F., Indian filmography (1897—1969), Bombay, 1970;
его же, 75 years of Indian cinema, New Delhi, 1975;
его же, A pictorial history of Indian cinema, L., 1979;
Seton M., Portrait of a director, L., 1971;
Mahmood H., The kaleidoscope of Indian cinema, New Delhi, 1974;
Sarkar K., Indian cinema today: an analysis, New Delhi, 1975;
Vasudev A., Liberty and licence in the Indian cinema, New Delhi, 1978.

Ю. Ф. Корчагов.

«Дети земли».

«Дети земли».
Режиссёр Х. А. Аббас.
(Актёр Шомбху Митро.)
1946.

«Бессмертная история доктора Котниса».

«Бессмертная история доктора Котниса».
Режиссёр В. Шантарам.
1946.

«Обездоленные».

«Обездоленные».
Режиссёр Н. Гхош.
1948.

«Шакунтала».

«Шакунтала».
Режиссёр В. Шантарам.
1948.

«Бродяга».

«Бродяга».
Режиссёр Р. Капур.
(Актёры Р. Капур и Наргис.)
1951.

«Ураган».

«Ураган».
Режиссёр Ч. Ананд.
(В центре — актёр Д. Ананд.)
1952.

«Два бигха земли».

«Два бигха земли».
Режиссёр Б. Рой.
1953.

«Мунна».

«Мунна».
Режиссёр Х. А. Аббас.
(Мунна — Роми.)
1954.

«Песнь дороги».

«Песнь дороги».
Режиссёр С. Рей.
(Дурга — Ума Дашгупта.)
1955.

«Господин 420».

«Господин 420».
Режиссёр Р. Капур.
1955.

«Мир Апу».

«Мир Апу».
Режиссёр С. Рей.
(Апу — Шумитра Чаттерджи,
Коджол — С. Алок Чокроборти.)
1959.

«Горячий ветер».

«Горячий ветер».
Режиссёр М. Ш. Сатхью.
(Актёр Б. Сахни.)
1973.

«Четыре дороги».

«Четыре дороги».
Режиссёр Х. А. Аббас.
(Актёры Р. Капур и М. Кумари.)
1959.

«Непоседа».

«Непоседа».
Режиссёр П. Чакраварти.
(Актёр Риши Капур.)
1976.

«Отдалённый гром».

«Отдалённый гром».
Режиссёр С. Рей.
1973.

«Хор».

«Хор».
Режиссёр М. Сен.
1974.

«Письмо жены».

«Письмо жены».
Режиссёр П. Патреа.
1973.

«Королевская охота».

«Королевская охота».
Режиссёр М. Сен.
1976.

«Барабан Чомы».

«Барабан Чомы».
Режиссёр Б. В. Карантх.
(Чома — Васудева Рао.)
1976.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Индийская кинематография" в других словарях:

  • Немецкая кинематография — «Голем и как он пришёл в мир». Режиссёры П. Вегенер и Г. Галеен. 1914. немецкая кинематография. В 1895 братья М. и Э. Складановские при помощи изобретённого ими биоскопа показали в берлинском варьете «Винтер гартен» программу из короткометражных… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Шведская кинематография — «Горный Эйвинд и его жена». Режиссёр В. Шёстрём. (Актёры Э. Эрастова и В. Шёстрём.) 1916. шведская кинематография. Съёмки первых хроникальных фильмов осуществлялись в Швеции с 1896 иностранными операторами, а с 1898  шведом Э. Флорианом. В том же …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 …   Википедия

  • Индия — Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… …   Географическая энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1948) — Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия в области литературы и искусства …   Википедия

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора

  • ИНДИЯ — Республика Индия, гос во на Ю. Азии, входит в состав Содружества (Commonwealth). Площ. 3281,1 тыс. км2. Нас. 460 млн. чел. (оценка 1963). Осн. национальности: хиндустанцы, бихарцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, раджастханцы,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Индонезия — (Indonesia)         Республика Индонезия (Republik Indonesia).          I. Общие сведения          И. государство в Юго Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»