- Bresson, Robert
- • БРЕССО`Н (Bresson) Робер(р. 25.9.1907)франц. режиссёр. Получил лит. и филос. образование. Был художником-живописцем. В кино со 2-й пол. 30-х гг. как художник и сценарист. В 1943 пост. ф. "Ангелы греха" (Большая пр. франц. кино) - историю духовных исканий двух героинь, монахини и падшей женщины, нашедшей убежище в монастыре. Ф. "Дамы Булонского леса" (по роману Д. Дидро "Жак-фаталист", 1945) был хорошо принят критикой, но успеха у зрителей не имел. За Б. закрепилась репутация "трудного" режиссёра, не идущего на коммерч. компромиссы. Все след. ф. он делал по собств. сц., нередко используя лит. первоисточники. Мировую известность Б. принёс ф. "Дневник сельского священника" (по Ж. Бернаносу, 1950, Большая пр. франц. кино, пр. Мкф в Венеции и др.) - рассказ о драме ре-лиг, сознания, переживаемой молодым священником. Аскетичность манеры режиссёра отличала эту и след. его работы. Ф. "Приговорённый к смерти бежал" (1956, пр. Мкф в Канне) подробно, с док. достоверностью воссоздавал эпизод побега из тюрьмы участника Движения Сопротивления. В ф. "Карманник" (1959) Б. развивал тему, близкую к Достоевскому: преступник, исключивший себя из человеческих связей, находит путь к спасению в любви женщины. Ф. "Процесс Жанны д'Арк" (1962, пр. Мкф в Канне) продолжил тему верности человека своему духовному предназначению. Во мн. произведениях Б. ставил проблему религ.-нравств. оправдания страдания: "Случайно, Бальтазар" (1966), "Мушетт" (по "Истории Мушетты" Бернаноса, 1967, спец. пр. Мкф в Канне). В ф. "Кроткая" (1969, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) и "Четыре ночи мечтателя" (по повести "Белые ночи", 1971) режиссёр обратился к Достоевскому, свободно перелагая и модернизируя идеи и сюжеты его произведений. Более двадцати лет вынашивал Б. замысел ф. "Ланселот Озёрный" (1974, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне), в основу к-рого положены легенды о рыцарях "Круглого стола". К современности режиссёр вновь обратился в ф. "Вероятно, дьявол" (1977, спец. пр. Мкф в Зап. Берлине), где показал духовную дезориентацию бывших участников молодёжного движения протеста.Своеобразие стиля Б. связано с установкой на "нейтральное" изображение внеш. стороны вещей, явлений, персонажей. Кажущиеся банальными жесты, слова, ситуации и т. д. выступают носителями скрытых значений, метафора ми религ.-филос. содержания. Трагизм личного бытия человека осмысливается режиссёром в кругу понятий христиан ского сознания - "грех", "искупление", "предопределение", "благодать" и т. д. Гуманистич. звучание творчества Б. определяется глубоким сочувствием режиссёра к страдающим, угнетённым, обездоленным. В 1983 пост. ф. "Деньги" (по рассказу Л. Н. Толстого "Фальшивый купон"). Пр. Мкф в Канне (1983) за творчество в целом.♦ Notes sur le cinematographe, P., 1975.◘ Божович В., Совр. зап. кинорежиссеры, (М., 1972); Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Юткевич С. "Синематограф" Робсра Брессона, "ИК", 1979, № 2 - 3; Вriot R., Robert Bresson, P., 1957; Semоlue J., Bresson P., 1960; EsteveM., Robert Bresson, P., 1962; Ayfre A., The universe of Robert Bresson, в кн.: The films of Robert Bresson, L., 1969. В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.