- БРЕССОН Робер
Брессо́н Робер (Bresson) (р. 25.9.1907), французский режиссёр. Получил литературное и философское образование. Был художником-живописцем. В кино со второй половины 30-х гг. как художник и сценарист. В 1943 поставил фильм «Ангелы греха» (Большая премия французского кино) историю духовных исканий двух героинь, монахини и падшей женщины, нашедшей убежище в монастыре. Фильм «Дамы Булонского леса» (по роману Д. Дидро «Жак-фаталист», 1945) был хорошо принят критикой, но успеха у зрителей не имел. За Брессоном закрепилась репутация «трудного» режиссёра, не идущего на коммерческие компромиссы. Все следующие фильмы он делал по собственным сценариям, нередко используя литературные первоисточники. Мировую известность Брессону принёс фильм «Дневник сельского священника» (по Ж. Бернаносу, 1950, Большая премия французского кино, премия международного кинофестиваля в Венеции и др.) рассказ о драме религиозного сознания, переживаемой молодым священником. Аскетичность манеры режиссёра отличала эту и след, его работы. Фильм «Приговорённый к смерти бежал» (1956, премия международного кинофестиваля в Канне) подробно, с документальной достоверностью воссоздавал эпизод побега из тюрьмы участника Движения Сопротивления. В фильме «Карманник» (1959) Брессон развивал тему, близкую к Достоевскому: преступник, исключивший себя из человеческих связей, находит путь к спасению в любви женщины. Фильм «Процесс Жанны дАрк» (1962, премия международного кинофестиваля в Канне) продолжил тему верности человека своему духовному предназначению. Во многих произведениях Брессон ставил проблему религиозно-нравственного оправдания страдания: «Случайно, Бальтазар» (1966), «Мушетт» (по «Истории Мушетты» Бернаноса, 1967, специальная премия международного кинофестиваля в Канне). В фильмах «Кроткая» (1969, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне) и «Четыре ночи мечтателя» (по повести «Белые ночи», 1971) режиссёр обратился к Достоевскому, свободно перелагая и модернизируя идеи и сюжеты его произведений. Более двадцати лет вынашивал Брессон замысел фильма «Ланселот Озёрный» (1974, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне), в основу которого положены легенды о рыцарях «Круглого стола». К современности режиссёр вновь обратился в фильме «Вероятно, дьявол» (1977, специальная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине), где показал духовную дезориентацию бывших участников молодёжного движения протеста.
Своеобразие стиля Брессона связано с установкой на «нейтральное» изображение внешней стороны вещей, явлений, персонажей. Кажущиеся банальными жесты, слова, ситуации и т. д. выступают носителями скрытых значений, метафорами религиозно-философского содержания. Трагизм личного бытия человека осмысливается режиссёром в кругу понятий христианского сознания «грех», «искупление», «предопределение», «благодать» и т. д. Гуманистическое звучание творчества Брессона определяется глубоким сочувствием режиссёра к страдающим, угнетённым, обездоленным. В 1983 поставил фильм «Деньги» (по рассказу Л. Н. Толстого «Фальшивый купон»). Премия международного кинофестиваля в Канне (1983) за творчество в целом.
Сочинения:
Notes sur le cinematographe, P., 1975.Литература:
Божович В., Современные западные кинорежиссеры, [М., 1972];
Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960;
Юткевич С., «Синематограф» Робера Брессона, «ИК», 1979, № 23;
Briot R., Robert Bresson, P., 1957;
Sémоlué J., Bresson P., 1960;
Estève M., Robert Bresson, P., 1962;
Ayfre A., The universe of Robert Bresson, в книге: The films of Robert Bresson, L., 1969.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.