- Кинолениниана
В. И. Ленин на прогулке в Кремле после ранения.
Кадр из кинохроники.
1918.Кинолениниа́на. В кино образ вождя трудящихся, основателя первого в мире социалистического государства и Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленина был впервые запечатлен советскими документалистами. Известны следующие прижизненные съёмки Ленина: после празднования 1 Мая 1918 на Ходынском поле в Москве; во время прогулки в Кремле по выздоровлении после ранения (октябрь 1918); на открытии временного памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции и мемориальной доски борцам за революцию на Кремлёвской стене (7 ноября 1918); во время выступления с балкона Моссовета на митинге протеста против убийства К. Либкнехта и Р. Люксембург (19.1.1919); на похоронах М. Т. Елизарова в Петрограде (13.3.1919) и Я. М. Свердлова в Москве (18 марта 1919); на Красной площади (1.5.1919); на улице у здания, где проходил 1-й съезд по внешкольному образованию (6 мая 1919); на празднике Всевобуча на Красной площади (25 мая 1919); на военном параде на Красной площади (7 ноября 1919); во время беседы с американским журналистом Л. Эйром (февраль 1920); на закладке памятника К. Марксу в Москве (1 мая 1920); во время выступления на Пречистенской (ныне Кропоткинской) набережной в Москве по поводу закладки памятника «Освобождённый труд» (1 мая 1920); во время выступления на митинге, посвященном закладке памятника К. Либкнехту и Р. Люксембург, на площади Урицкого в Петрограде и на 2-м конгрессе Коминтерна в Петрограде (19 июля 1920); в дни работы 2-го конгресса Коминтерна в Москве (июль — август 1920); на заседании 3-го конгресса Коминтерна в Москве (июнь — июль 1921); во время беседы во дворе Кремля с американским экономистом П. П. Христенсеном (28 ноября 1921); с группой делегатов в дни работы 4-го конгресса Коминтерна в Москве (13 ноября 1922).
Ленина снимали первые советские операторы (Ф. Вериго-Даровский, А. Ф. Винклер, Г. В. Гибер, П. В. Ермолов, Ю. А. Желябужский, С. П. Забозлаев, Н. Ф. Козловский, А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг, П. К. Новицкий, Э. К. Тиссэ) и зарубежные (В. Кьюбс и др.) для различных киновыпусков и киножурналов. С помощью различных точек съёмок, ракурсов и композиции кадра они стремились подчеркнуть самое характерное во внешнем облике Ленина и одновременно создать обобщённый образ вождя революции. Киносъёмки Ленина стали источником вдохновения для многих художников, писателей, артистов. Эти кадры легли в основу ряда документальных фильмов: «Ленинская Кино-Правда» (1925), «Три песни о Ленине» (1934) — оба режиссёра Д. Вертова, «Владимир Ильич Ленин» (1948, режиссёры М. И. Ромм, В. Н. Беляев), «Живой Ленин» (1960, режиссёры Ромм, М. Е. Славянская), «Три весны Ленина» (1964, режиссёр Л. М. Кристи), «Ленин. Документы, факты, воспоминания» (1970, режиссёр Кристи) и др.
Большой вклад в кинолениниану внесли работники научно-популярного кино. Сценарист Г. Е. Фрадкин и режиссёр Ф. А. Тяпкин создали трилогию «Рукописи Ленина» (1960), «Знамя партии» (1961), «Ленин. Последние страницы» (1963), в которой сделана попытка проследить ход ленинской мысли. По сценарию Фрадкина поставил фильмы «Ленин в канун Октября» (1974) и «Ленин. Последнее подполье. (Рассказывает М. В. Фофанова)» (1975) — оба режиссёра А. Л. Цинемана.
С использованием опыта хроникальных съёмок связана и первая попытка воспроизвести образ Ленина в игровом кино. В 1919 режиссёр В. Р. Гардин и оператор Левицкий сняли одну из актёрских сцен агитфильма «Девяносто шесть» на Красной площади в момент выступления Ленина с грузовика. Детская картина «Как Петюнька ездил к Ильичу» (1925) завершалась документальными съёмками похорон Ленина. Обращение советских кинематографистов к образу Ленина было одним из наиболее стимулирующих и высоких моментов в истории советского кино. Документальные кадры похорон Ленина использованы также в фильме Я. А. Протазанова «Его призыв». В фильме «Октябрь» (1927) С. М. Эйзенштейн сделал первую попытку средствами игрового кино воссоздать на экране образ Ленина. В сцене встречи Ленина на Финляндском вокзале на броневике в лучах прожекторов появлялась фигура вождя, окружённая тысячной толпой, — знаменитый кадр, достоверный, как документ, и выразительный, как плакат.
В последующем развитии кинолениниана отражала, концентрировала в себе основные тенденции советского кино, влияя, в свою очередь, на его тематику, поэтику и стиль. Если в фильме «Октябрь» Ленин выступал как центр эпической композиции, его образ оставался частью поэтической картины борьбы революционных масс, то в 30-е гг. акцент в творческих поисках кинематографистов переносится на раскрытие индивидуального характера. Появившиеся на советском экране образы Чапаева и Максима, Полежаева и Щорса, Шахова и Соколовой подготовили создание образа Ленина в фильме «Ленин в Октябре», 1937, и «Ленин в 1918 году», 1939 (актёр Б. В. Щукин), «Человек с ружьём», 1938 (актёр М. М. Штраух) и др. Используя накопленный советским кино опыт изображения человека революции на крупном плане — в неповторимости его «живой индивидуальности», А. Я. Каплеру, Ромму, Н. Ф. Погодину, С. И. Юткевичу, Щукину, Штрауху удалось создать образ Ленина, органически соединяющий в себе исторический масштаб личности вождя великой революции и душевность «самого человечного человека». Умение всегда быть с массами, выражать и организовывать их волю, поднимать жизненные интересы человека труда на уровень партийной программы и политики, органически соединяя революционную мысль и действие, — эти качества Ленина нашли яркое художественное воплощение в лучших фильмах киноленинианы, созданных в 30-е гг.
При всей разности актёрских индивидуальностей Щукина и Штрауха замыслы художников близки в главном — в глубине проникновения в великий образ. В других лентах — «Выборгская сторона» (1939, режиссёры Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг), «Яков Свердлов» (1940, режиссёр Юткевич), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, режиссёры А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц) — ленинская тема возникала в кульминационные для героев моменты их жизни.
Начиная с 50-х гг. активизация исследовательского аналитического начала в советском кино получает своё выражение в успешных попытках показать движение мысли Ленина, отражающей ход истории и влияющей на историю. Особенно характерны в этом смысле фильмы «Рассказы о Ленине» (1958) и «Ленин в Польше» (1966) — оба режиссёра Юткевича (Штраух в главной роли) и «Синяя тетрадь» (1964, режиссёры Л. А. Кулиджанов, М. П. Кузнецов в роли Ленина).
В стремлении к достоверности, граничащей с документализмом, — в духе творческих исканий кинематографа 60-х гг. — режиссёр Ю. Ю. Карасик, сценарист М. Ф. Шатров и актёр Ю. И. Каюров максимально приблизили свой фильм «Шестое июля», рассказавший о драматическом эпизоде в истории Советского государства — мятеже левых эсеров 6 июля 1918, к исторической хронике, открывая новые возможности обогащения и развития искусства киноленинианы.
В фильме «Сердце матери» (1966) и «Верность матери» (1967) — оба режиссёра М. С. Донского рассказано о М. А. Ульяновой, матери В. И. Ленина (в роли Ленина — артист Р. Р. Нахапетов), об атмосфере любви и дружбы в семье Ульяновых.
В 1981 вышел фильм «Ленин в Париже» (сценаристы Габрилович и Юткевич, режиссёр Юткевич), воскресивший на экране время пребывания Ленина во Франции в 1910—12, когда он создал школу в Лонжюмо, где готовились партийные кадры. Мыслящим глубоко и страстно, умеющим быть в споре гневным или ироничным, беспощадным или доброжелательным, но всегда искренним и безраздельно принципиальным стремились показать Ленина авторы фильма и актёр Каюров.
Советское кино, обращаясь к ленинской теме, обнаруживает новые подходы к изображению истории и её переломного момента — революции, подходы, часто различные и тем не менее плодотворные.
Литература:
Ленин. Собрание фотографий и кинокадров, т. 1—2, М., 1970—72;
Зайцев Н., Уроки экранной Ленинианы, «Искусство кино», 1980, № 4;
Туманова Н., Им выпало счастье начать. Традиции Б. В. Щукина и М. М. Штрауха в экранной Лениниане, там же; Габрилович Е., Раздумья о работе над киноленинианой, «Коммунист», 1980, № 6;
Зайцев Н., Продолжение поисков, «Искусство кино», 1981, № 4.А. В. Караганов.
В. И. Ленин на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу.
Кадр из кинохроники.
1918.
«Живой Ленин».
Документальный фильм.
Режиссёры М. Ромм и М. Славинская.
1958.
«Три весны Ленина».
Документальный фильм.
Режиссёр Л. Кристи.
1964.
«Октябрь».
Режиссёр С. Эйзенштейн.
(В роли В. И. Ленина В. Никандров.)
1927.
«Ленин в Октябре».
Режиссёр М. Ромм.
(В роли В. И. Ленина Б. Щукин,
слева Василий Н. Охлопков.)
1937.
«Ленин в 1918 году».
Режиссёр М. Ромм.
(В роли В. И. Ленина Б. Щукин.)
1939.
«Яков Свердлов».
Режиссёр С. Юткевич.
(В роли В. И. Ленина М. Штраух,
Я. М. Свердлов Л. Любашевский.)
1940.
«Человек с ружьём».
Режиссёр С. Юткевич.
(В роли В. И. Ленина М. Штраух,
Шадрина Б. Тенин.)
1938.
«Семья Ульяновых».
Режиссёр В. Невзоров.
(В роли Владимира Ульянова В. Коровин,
М. А. Ульяновой С. Гиацинтова.)
1957.
«В начале века».
Режиссёр А. Рыбаков.
(В роли В. И. Ленина Ю. Каюров.)
1961.
«Рассказы о Ленине».
Режиссёр С. Юткевич.
(В роли В. И. Ленина М. Штраух.)
1958.
«Синяя тетрадь».
Режиссёр Л. Кулиджанов.
(В роли В. И. Ленина М. Кузнецов.)
1964.
«Ленин в Польше».
Режиссёр С. Юткевич.
(В роли В. И. Ленина М. Штраух.)
1966.
«Шестое июля».
Режиссёр Ю. Карасик.
(В роли В. И. Ленина Ю. Каюров.)
1968.
«Сердце матери».
Режиссёр М. Донской.
(В роли В. И. Ленина Р. Нахапетов.)
1966.
«Доверие».
Режиссёры В. Трегубович и Э. Лайне.
(СССР Финляндия.)
(В роли В. И. Ленина К. Лавров.)
1976.
«Верность матери».
Режиссёр М. Донской.
(В роли В. И. Ленина Р. Нахапетов,
М. А. Ульяновой Е. Фадеева.)
1967.
«Ленин в Париже».
Режиссёр С. Юткевич.
(В роли В. И. Ленина Ю. Каюров.)
1981.
«Красные колокола».
Фильм второй «Я видел рождение нового мира».
Режиссёр С. Бондарчук.
(В роли В. И. Ленина А. Устюжанинов.)
1982.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.