Кубинская кинематография

Кубинская кинематография
«Рассказы о революции».

«Рассказы о революции».
Режиссёр Т. Гутьеррес Алеа.
1960.

куби́нская кинематогра́фия. Первый показ фильма на Кубе провёл в январе 1897 мексиканец Г. Вейре, представлявший братьев Люмьер. Он же создал и первую кубинскую хронику «Тушение пожара», засняв манёвры пожарных в Гаване в 1897. В последующие годы снималось много документальных фильмов — новости, реклама, жанровые уличные сценки («Гавана в августе 1906 года», 1906, «Турист в Гаване», 1907). Формировалась и система проката. В 1910 Э. Диас Кесада сделал фильмы «Ослеплённый преступник» и «Хуан Хосе», в которых впервые снимались профессиональные актёры. В 1913 режиссёр поставил первый полнометражный фильм «Мануэль Гарсия, или Король кубинских земель», имевший успех у зрителей. На экране появились фильмы других режиссёров, затрагивавшие актуальные проблемы современности: «Торговец табаком на Кубе» и «Социальная маска» (1918), «Сафра» (1919), «Ручеёк» (1922), а также детективные и приключенческие ленты. Творчество Р. Пеона связано и с немым и звуковым периодом Кубинской кинематографии. Пеон поставил фильмы: «Действительность» (1920), «Перелётные птицы» и «Мама Сенобия» (1921), «Яд поцелуя» (1929), «Дева любви» (1930). Несмотря на незначительность содержания многих фильмов Пеона, его деятельность способствовала становлению Кубинской кинематографии. Получили развитие комедийные фильмы-буфф, фарсы, подражавшие кубинскому театру тех лет («Дела моей жены», 1921, «Почти мужчина», 1926, оба режиссёра Пеона, и др.).

Появление звукового кино вызвало кризис Кубинской кинематографии. Не было ни средств, ни кадров, ни необходимой техники. В 1937 режиссёр Э. Капаррос снял первый полнометражный звуковой фильм «Красная змея». В 1940 он же выпустил фильмы «Мои пять сыновей» и «Невеста из Америки». С конца 30-х гг. приобрели популярность музыкальные фильмы, в которых использовались народная музыка, танцы («Гаванские виды» и «Кубинский певец», 1939, «Последняя мелодия», 1941, все — режиссёра X. Сальвадора, и др.).

Прогрессивным кубинским режиссёрам приходилось преодолевать трудности, вызванные стремлением американских монополий задушить национальное кинопроизводство. В 40—50-е гг. Кубинская кинематография вновь переживала кризис. Кубинские кинематографисты стали сотрудничать с деятелями мексиканского кино, предоставляя им свои экраны, поощряя опыт совместных постановок. В мексиканском кино в эти годы сформировалось сильное социальное направление, но кубинский экран поглощал главным образом развлекательную продукцию.

Перед Революцией 1959 в стране насчитывалось 500 кинотеатров, 180 из которых принадлежало американским кинокомпаниям. Голливуд выкачивал миллионы долларов из Кубы, использовал её в качестве павильона, экзотического фона, в фильме пропагандировал американский образ жизни, оправдывал неоколониализм. Но и в этих условиях сформировалось демократическое ядро в Кубинской кинематографии. Его составили кинематографисты-любители, входившие в киносекцию общества культуры «Нуэстро тьемпо» (основано в 1948). Эта группа до революции выпустила несколько экспериментальных лент, сделанных на скудные средства, с большим риском для жизни. Одна из них — короткометражная лента «Эль Мегано» о тяжёлых условиях жизни угольщиков в Сьенага-де-Сапата. Фильм был конфискован Бюро по подавлению коммунистической деятельности. Против создателей фильма велось следствие. Только после революции появились условия для создания на Кубе подлинно национального киноискусства. Постановлением Революционного правительства был создан Кубинский институт киноискусства и кинопромышленности (ИКАИК, 1959, с 1977 отдел Министерства культуры), в ведение которого вошли производство, кинопрокат, экспорт и импорт фильмов, подготовка кадров, синематека, издание периодической литературы. Национализация крупных кинотеатров изменила обстановку в прокате. Из обращения были изъяты фильмы, проникнутые расизмом, насилием, низкопробные, безнравственные. На экранах страны появились фильмы социалистических стран, кубинский зритель познакомился с «новым кино» Латинской Америки. Среди профессионалов были режиссёры Т. Гутьеррес Алеа и X. Гарсия Эспиноса, изучавшие кинорежиссуру в Экспериментальном киноцентре в Риме. Решая проблему кадров, ИКАИК начал готовить кинематографистов непосредственно в процессе производства фильмов. Все кубинские кинематографисты прошли один и тот же путь — от дидактического (научно-популярного) к документальному и затем к игровому кино. Большую помощь в развитии Кубинской кинематографии оказали прогрессивные деятели кино других стран: Т. Кристенсен, советские кинематографисты Р. Л. Кармен, М. К. Калатозов, С. П. Урусевский. В 1964 был поставлен с СССР фильм «Я — Куба!». Опыт советского кино стал для молодых кинематографистов революционной Кубы не только школой мастерства, но и политической школой. С 18 сентября 1961 начали выходить фильмы из серии «Народная энциклопедия» — короткометражной ленты на разные темы («Дефекты зрения», «Как делается картон», «Помидоры», «Основы волейбола», «Как рождается газета», «Леонардо да Винчи» и др.). Эти фильмы были серьёзным союзником в социалистическом преобразовании страны. Особое значение в становлении Кубинской кинематографии имела хроника. 6 июня 1960 впервые на кубинских экранах появилась «Латиноамериканская хроника ИКАИК». Сначала она выходила в 14 копиях, вскоре тираж вырос до 60. Хроника снималась под руководством С. Альвареса. Информация давалась не только о преобразованиях на Кубе, но и об освободительном движении на всём континенте. Авторы этих выпусков (до 1982 было сделано 1106) отказались от установившихся шаблонов информационных еженедельников, которые долгое время демонстрировались на кубинских экранах. Главная тема Кубинской кинематографии — «Сто лет борьбы» (показ отдельных её этапов) — стала определяющей для целой серии историко-революционных произведений. Документальные фильмы режиссёра П. Веги «Да здравствует республика!» (1972) развенчивал мифы буржуазной историографии. Важное место заняли биографические фильмы («Времена молодого Марти», 1960, режиссёр X. Массип; «Давид», 1966, режиссёр Э. Пинеда Барнет, и др.). Одновременно разрабатывалась современная тема. Документальные ленты, снятые на Кубе после революции, — «Это наша земля» (1959, режиссёр Гутьеррес Алеа) и «Жилище» (1959, режиссёр Гарсия Эспиноса) — первые отклики на события новой действительности. Появилась серия социологических фильмов, построенных на синхронных интервью («С кубинскими женщинами», 1974, режиссёр О. Кортасар; «День за днём», 1978, режиссёр О. Рохас; «Кайита — легенда и быль», 1981, режиссёр Л. Ф. Бернаса). Проявлением пролетарского интернационализма стали ленты кубинских кинематографистов об освободительной борьбе других народов («Сейчас», 1965, режиссёр С. Альварес; «Панама», 1973, режиссёр Вега; «Ангола — победа надежды», 1975, режиссёр Массип; «Копьё наций», 1977, режиссёр Р. Лопес; «Большой прыжок в пустоту», 1979, режиссёр Альварес; «На земле Сандино», 1980, режиссёр X. Диас; «Гранада: маленькая страна, великая революция», 1980, режиссёр В. Касаус). Среди ведущих режиссёров-документалистов: Альварес, Вега, Бернаса, О. Вальдес, Ф. Перес, Диас, М. Флейтас, Б. Эрнандес. Тема «Сто лет борьбы» отражена также в художественном фильме «Рассказы о революции» (1960, режиссёр Гутьеррес Алеа), «Лусия» (1968, режиссёр У. Солас). Фильм «Другой Франсиско» (1974, режиссёр С. Хираль) — первая попытка художественными средствами проанализировать феномен рабства на Кубе в XIX в. в социально-экономическом и политическом контексте времени. Кубинские фильмы отличает сочетание легенды и документа. Характерны два типа реконструкции исторических событий — съёмки непосредственных участников («Хирон», 1973, режиссёр М. Эррера) и воспроизведение событий на основе игровых сцен («Кантата о Чили», 1976, режиссёр Солас). Современная тема разрабатывалась в фильме «Смерть бюрократа» (1966) и «Воспоминания об отсталости» (1968) — оба режиссёра Гутьерреса Алеа, «Некоторым образом» (1974, режиссёр Сара Гомес), «Учитель» (1977, режиссёр Кортасар), «Женщина, мужчина, город...» (1978, режиссёр М. О. Гомес), «Портрет Тересы» (1979, режиссёр Вега). Антиимпериалистическая направленность имеет фильм-притча «Роза ветров» (1983, режиссёр П. Гусман). Среди ведущих кинематографистов: режиссёры — Гутьеррес Алеа, Кортасар, X. Фрага, Р. Парис, Хираль, Гомес; операторы — А. Морено, П. Мартинес, Р. Родригес, X. Лопес; актёры — Д. Гранадос, Э. Нуньес, И. Андреус, Р. Ревуэльта, А. Льяурадо, С. Клакстон, С. Вуд, М. Бальмаседа, М. Бенавидес, Р. Миравальес, Т. Хунко, А. Легра, А. Виньяс; мультипликаторы — X. Падрон, М. Ривас, Т. Рагги.

В 1959—82 было снято 84 художественных и 825 документальных фильма, сделан 41 выпуск из серии «Народная энциклопедия», 190 мультипликационных фильмов. С 1961 функционирует отдел пропаганды кино ИКАИКа. Кинопередвижки произвели 2 млн. 294 тыс. показов для 267 млн. 779 тыс. зрителей (1982). Большую роль в пропаганде искусства играет Синематека, созданная в Гаване в 1960. В просвещении зрителей участвуют киноклубы. Главная из них работает с конца 1962 при ИКАИКе. В начале 80-х гг. сеть киноклубов действует по всей стране. С 1960 ИКАИК выпускает «Cine cubano».

С 1979 в Гаване ежегодно проводится международный кинофестиваль латиноамериканского «нового кино».

также: Указатель фильмов по странам. Куба

Литература:
Силюнас В., Поэзия революции: кубинские фильмы о революционной борьбе 1868—1959 гг., в сборнике: Ракурс, в. 1, М., 1977;
Быкова И. С., Искусством утверждать идеи революции, «Латинская Америка», 1978, № 2;
Быкова И. С., Кубинский экран, в сборнике: Культура Кубы, М., 1979;
Быкова И. С., Кино острова Свободы. М., 1982;
Agramonte А., Cronologia del cine cubano, La Hab., 1966;
Filmografia del cine cubano (1959—1978), La Hab., 1979.

И. С. Быкова.

«Молодой повстанец».

«Молодой повстанец».
Режиссёр Х. Гарсия Эспиноса.
1961.

«Приключения Хуана Кинкина».

«Приключения Хуана Кинкина».
Режиссёр Х. Гарсия Эспиноса.
1967.

«Я — Куба!».

«Я — Куба!».
Режиссёр М. Калатозов
(Куба — СССР).
1964.

«Как и почему убили генерала?».

«Как и почему убили генерала?».
Режиссёр С. Альварес.
1971.

«Другой Франсиско».

«Другой Франсиско».
Режиссёр С. Хираль.
1974.

«Мелья».

«Мелья».
Режиссёр Э. Пинеда Барнет.
1975.

«Кантата о Чили».

«Кантата о Чили».
Режиссёр У. Солас.
1976.

«Учитель».

«Учитель».
Режиссёр О. Кортасар.
1977.

«Малуала».

«Малуала».
Режиссёр С. Хираль.
1979.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Кубинская кинематография" в других словарях:

  • Уругвайская кинематография — уругвайская кинематография. Первый документальный фильм появился в 1898. В 1909 Л. Адроер основал небольшую студию для съёмок хроникально документальных лент. В 1919 Э. Фигари снял полнометражный фильм «Кулаки и гордость». На фоне профессионально …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Куба. Кино — Кадр из фильма «Воспоминания об отсталости». Режиссер Т. Гутьеррес Алеа. 1968. Куба. Кино Первая хроникальная лента, снятая на Кубе, «Документ о тушении пожара» (1897) французского оператора Г. Вейре. В 1906 вышел документальный фильм «Парк… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Куба — 1) остров в арх. Бол. Антильские о ва, Вест Индия. Колумб, открывший этот остров в 1492 г., слышал индейское название Куба, которое относилось к индейскому селению или к части сев. побережья. Будучи уверен, что открытая им земля представляет… …   Географическая энциклопедия

  • КУБА. КУЛЬТУРА — Культура Кубы представляет собой яркий пример взаимопроникновения испанских и африканских культур. Литература. Сильное воздействие на развитие кубинской литературы оказала борьба за независимость, продолжавшаяся более ста лет. Зачинателем… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»