- Латвийской ССР кинематография
«Райнис».
Режиссёр Ю. Райзман.
(Ян Райнис Я. Грантинь.)
1949.Латви́йской ССР кинематогра́фия. Первые киноленты демонстрировались в Риге вскоре после создания их братьями Люмьер (1896). Кинопроизводство возникло около 1910. Вначале появились видовые и хроникальные фильмы, с 1913 — художественные. В г. Лиепая (Либава) начал творческий путь известный советский кинооператор Э. К. Тиссэ. В 1913—15 он снимал очерки и репортажи, рассказывающие о жизни города. В годы господства национальной буржуазии художественный уровень большинства фильмов латышского производства был невысоким. Лучший фильм этого периода — «Сын рыбака» (по В. Лацису, 1939, режиссёр В. Лапениекс), в котором был передан Народный характер произведения Лациса. В 1939 режиссёр В. Пуце начал работу над экранизацией романа К. Зариня «Каугуриеши» (о крестьянском восстании 1802). Картина вышла на экран в начале 1941 под названием «Каугурское восстание». Как и «Сын рыбака», этот фильм следовал прогрессивным традициям латышской литературы и театра.
В 1940 в Латвии была восстановлена Советская власть. События этих дней снимала группа операторов под руководством режиссёра И. П. Копалина, создавшего документальный фильм «Навстречу солнцу» (1941). В 1940 в Риге организованы студии художественных и документальных фильмов (в 1948 объединены в Рижскую киностудию).
По окончании Великой Отечественной войны работники ЦСДФ А. Евсиков, В. Масс, К. Станкевич, Г. Шулятин и др. остались работать в Риге и приступили к регулярным выпускам киножурналов и очерков. Послевоенный период в развитии художественного латышского кино начался с фильма ленинградского режиссёра А. Г. Иванова «Возвращение с победой» (по пьесе Лациса «Победа», 1948), посвященного событиям прошедшей войны. Значительный вклад в развитие Латвийской кинематографии внёс режиссёр Ю. Я. Райзман, постановщик биографического фильма «Райнис» (1949) о жизни Народного поэта Латвии.
Во второй половине 50-х гг. Рижская киностудия начала регулярный выпуск художественных фильмов. Значительное место среди них занимают экранизации. Сценаристы Ю. П. Ванаг и С. Г. Нагорный в основу фильма «Весенние заморозки» (1955) положили новеллы латышского писателя второй половины XIX в. Р. Блаумана. Режиссёры этого фильма П. Арманд и Л. Лейманис с большим драматизмом рассказали о молодой крестьянке, погубленной властью денег. В 1955 Л. Д. Луков поставил фильм «К новому берегу», в 1957 В. Круминь — фильм «Сын рыбака» (оба по В. Лацису). Круминь снял также фильм «Эхо» (по трилогии Я. Яунсудрабиня «Айя», 1959, сценарист Ф. Рокпелнис). В это же время вышли два значительных историко-революционных фильма режиссёра Арманда — «За лебединой стаей облаков» (1957) и «Повесть о латышском стрелке» (1959). Прообразом главного героя обеих картин Мартына Венты был легендарный латышский революционер, герой Гражданской войны Я. Н. Фабрициус. Событиям минувшей войны посвящен фильм «Рита» (1958, режиссёр А. Неретниек, сценарист Ф. Кнорре). Романтическая драма «Меч и роза» (1960, режиссёр Л. Лейманис) повествует о событиях современности, но отдельные эпизоды обращены к периоду войны. Разнообразием тематики отличались фильмы 60-х гг. В фильме «Эдгар и Кристина» (по Р. Блауману, 1966, режиссёр Л. Лейманис) рассказывается о жизни крестьян в конце XIX в. Фильм «У богатой госпожи» (1969, режиссёр тот же) вскрыл острые социальные противоречия в буржуазной Латвии 20-х гг. Обе картины отличаются хорошей кинодраматургией, высоким уровнем режиссёра мастерства. Были поставлены фильмы: «Ноктюрн» (по Ж. Гриве, 1966, режиссёр Р. Горяев) об участии латышского революционера в гражданской войне в Испании, «“Тобаго” меняет курс» (1965, режиссёр А. Лейманис) о возвращении торгового судна, находившегося в зарубежном порту, на родину после восстановления Советской власти в Латвии. В центре фильма «Я всё помню, Ричард!» (1967, режиссёр Р. Калнинь) — трагическая судьба латышских юношей, которых немцы заставили воевать против своего народа, фильм «Когда дождь и ветер стучат в окно» (1968, режиссёр А. Бренч) посвященный борьбе с фашистскими бандитами в первые послевоенные годы, картина «Заговор послов» (1966, режиссёр Н. Розанцев) — участию в Гражданской войне латышских красных стрелков. Гражданская война отображена также в фильмах для детей, поставленных режиссёром Л. Лейманисом, — «Армия “Трясогузки”» (1964) и «Армия “Трясогузки” снова в бою» (1968). Среди лучших фильмов на современную тему: «День без вечера» (1962, режиссёр М. Рудзитис) о труде советских медиков, «Капитан Нуль» (по Э. Ливу, 1965, режиссёр Л. Лейманис) о рыбаках дальнего лова, «За поворотом поворот» (1969) и «Клав — сын Мартина» (1971) — оба режиссёра Дункерса, о жизни села, проблемах молодёжи, большое внимание современной тематике уделялось в 70—80-е гг. Были поставлены фильмы: «Мой друг — человек несерьёзный» (1976, режиссёр Я. Стрейч), «Соната над озером» (по роману Р. Эзеры «Колодец», 1976, режиссёры Г. Цилинскис, В. Брасла), «Эта опасная дверь на балкон» (режиссёр Д. Ритенберг) и «Отблеск в воде» (режиссёр А. Розенберг) — оба 1977, «За стеклянной дверью» (1979, режиссёр Дункерс), «Пожелай мне нелётной погоды» (1981, режиссёр Брасла), «Вечерний вариант» (режиссёр Ритенберг) и «Лимузин цвета белой ночи» (режиссёр Стрейч) — оба 1981, «Таран» (1982, режиссёр Г. Цилинскис). Однако и в этот период наибольшие успехи были достигнуты в экранизациях классики. Режиссёр Г. Пиесис в фильме «В тени смерти» (по Блауману, 1971) с большой драматической силой показал трагедию рыбаков, унесённых в море на льдине, а в фильме «Вей, ветерок!» (по Райнису, 1974) создал романтические образы людей далёкого прошлого, раскрыл богатство их чувств. Острым сатирическим разоблачением жизни буржуазной Латвии явился фильм режиссёра Калниня «Афера Цеплиса» (по П. Розиту, 1972). Поэтическим рассказом о жизни на селе в конце XIX в. стал фильм «Мальчуган» (по «Белой книге» Я. Яунсудрабиня, 1978, режиссёр А. Фрейманис). Появились музыкальные кинокомедии («Слуги дьявола», 1970, режиссёр А. Лейманис), детективные фильмы («Быть лишним», 1977, режиссёр Бренч) и др.
Расширяется выпуск телефильмов Среди них: «Мастер» (1976) и «Театр» (1978) — оба режиссёра Я. Стрейча, «Смерть под парусом» (1977, режиссёр Неретниек), «Жаворонки» (1980, режиссёр Дункерс). В 1981 снят первый многосерийный телефильм «Долгая дорога в дюнах» (7 серий, режиссёр Бренч), рассказывающий о жизни латышского народа с 1939 до 60-х гг., о путях становления Советской Латвии.
В развитие киноискусства Латвии внесли вклад: режиссёры — П. Арманд, А. Иванов, Ю. Райзман, В. Круминь, Р. Калнинь, Л. Лейманис, А. Лейманис, М. Рудзитис, О. Дункерс, Г. Пиесис, Я. Стрейч, А. Бренч, Д. Ритенберг и др.; операторы — Э. Тиссэ, В. Масс, М. Рудзитис, З. Витол, М. Звирбулис, Г. Скулте, X. Кукелс, Я. Мурниекс, Д. Симанис, М. Клейн и др.; сценаристы — Ф. Рокпелнис, Ю. Ванаг, С. Нагорный, Ф. Кнорре, О. Кубланов, Г. Приеде, З. Скуинь, В. Лоренц, А. Дрипе, А. Колберг, А. Лапиньш, Э. Ливс и др.; композиторы — А. Скулте, М. Заринь, Я. Иванов, И. Калнинь, Р. Паулс, И. Вигнер и др.; художники — X. Ликум, Л. Грасманис, Г. Балодис, У. Паузерс, В. Шильдкнехт, Д. Рожлапа и др.; актёры — В. Артмане, Я. Грантинь, В. Зандберг, X. Лиепинь, В. Лине, Я. Осис, Э. Павул, Д. Ритенберг, К. Себрис, Л. Фреймане, Л. Шмит, Э. Радзинь, Г. Цилинскис, Г. Яковлев, А. Кайриша, Л. Озолиня и др. Многие латышские киноактёры снимались в фильмах, поставленных на киностудиях других республик.
С 1966 на Рижской киностудии работает группа кукольных фильмов под руководством режиссёра А. Буровса, выпускающая 2—3 картины в год. Среди фильмов: «Кикеригу» (1966), «Красные башмачки» (1971), «Умуркумур» (1976), «Козетта» (1977), «И коню смешно» (1980), «Бимини» (1981).
Значительными достижениями отмечена деятельность латышских кинодокументалистов. Сектор хроники Рижской киностудии выпускает киножурналы, отображающие многообразную жизнь республики: «Советская Латвия», «Pionieris» («Пионер»), «Māksla» («Искусство»), «Sporta apskats» («Спортивное обозрение»), «Gaismēnas» («Светотени»). В 50-е гг. в латышском документальном кино преобладали репортажные фильмы-очерки. С начала 60-х гг. с приходом группы молодых кинодокументалистов расширился тематический круг и стилистический диапазон фильмов, они стали более поэтичными, эмоциональными, отмечены ярко выраженной авторской позицией. Режиссёр и оператор У. Браун создал фильм «Начало» (1961) о строительстве Плявиньской ГЭС, «Стройка» (1962) о строительстве комбината синтетического волокна, поэтический рассказ о труде — «Рабочий» (1963), полнометражный фильм к 40-летию Советской страны «235 000 000» (1967). В этих фильмах Браун воспевает труд, стремится показать масштабы созидательной деятельности советских людей. На основе репортажных наблюдений построены фильмы А. Бренча «Моя Рига» (1960), режиссёра и оператора Л. Гайгала «Есть на свете такой мальчик» (1962), Г. Франка «Завещание» (1964) и др. «Память земли» (1965) и другие фильмы об искусстве снял режиссёр Пиесис. Лирико-философский характер свойствен картинам сценариста и режиссёра А. Фрейманиса, среди которых выделяются фильм «Берег» (1963) о жизни рыбаков и полнометражный фильм «Репортаж года» (1965), выпущенный к 25-й годовщине восстановления Советской власти в Латвии, рассказывающий о республике и её людях. Поэтический этюд «Белые колокольчики» (1961) режиссёра И. Краулитиса воспевает красоту Риги, добрые чувства людей. В 1965 Краулитис создал полнометражный фильм «Райнис» (сценаристы Рокпелнис, Я. Калнинь), раскрывающий образ Народного поэта. Революционное прошлое латышского народа отражено в фильмах режиссёра М. Шнейдерова «Где же вы, друзья-однополчане?» (1963) и «Мы шли с Ильичём» (трилогия, 1967, 1968, 1969); Г. Шулятина «Латышские стрелки» (1964), «Пётр Стучка» (1965), «Ян Фабрициус» (1966), «Когда стрелки вставали в бой» (1967) и др. В 70—80-е гг. латышские кинодокументалисты в своих фильмах (преимущественно полнометражных) стали активнее обращаться к актуальным социальным проблемам современности, их анализу. Режиссёр и оператор И. Селецкис в фильмах «Валмиерские девушки» (1970), «Закрома» (1973), «Женщина, которую ждут» (1978), «Расширение мира» (1980) наряду с отображением достижений республики остро ставит вопросы об искоренении отрицательных явлений в труде и быту. Жизни современного села посвящён полнометражный фильм режиссёра А. Эпнерса «Четверо ищут миллион» (1979). Режиссёр и сценарист Г. Франк, создавший ряд значительных портретов своих современников («Четвёртый председатель», 1968, «След души», 1972, «Радость бытия», 1974), в фильмах «Твой день зарплаты» (1971) и «Запретная зона» (1975) также обращается к острым социальным проблемам. Браун в фильме «Посещение Земли» (1977) философски и публицистически ярко говорит о судьбах человечества, о жизни Советской страны повествует его поэтический фильм «Моя земля — волшебный мир любви», фильм режиссёра Ю. Подниека «Созвездие стрелков» (1982) эмоционально рассказывает о красных латышских стрелках. Были созданы интересные фильмы об искусстве — «Марис Лиепа» (1971) и «Раймонд Паулс» (1977) — оба режиссёра Л. Жургиной, «Братья Кокари» (1978, режиссёр Ю. Подниек), «Разговор с Королевой» (1980, режиссёр Р. Калнинь); о спорте — «Единство» (1975, режиссёр А. Эпнерс) и др.
В развитии документального кино Латвии участвовали: режиссёры и операторы — А. Евсиков, В. Масс, И. Масс, А. Бренч, Л. Гайгал, Г. Шулятин, М. Шнейдеров, А. Гриберман, У. Браун, А. Фрейманис, А. Лицис, Р. Урбасте, Г. Индриксон, В. Гайлис, И. Селецкис, Г. Франк, В. Бунка, И. Краулитис, З. Заринь, А. Эпнерс, Б. Велдре, Л. Жургина, К. Залцманис и др.; сценаристы — В. Лоренц, Я. Бренцис, А. Леинь, Г. Кановичюс, И. Фридбергас и др.
С 1957 при Латвийском телевидении работает объединение «Телефильм-Рига», выпускающее документальные, музыкальные и мультфильмы.
Научно-исследовательская работа в области киноискусства ведётся в секторе кино Института языка и литературы АН Латвийской ССР. Союз кинематографистов Латвии основан в 1962 (Оргбюро в 1958), имеет 155 членов (1982). В газете «Literatūra un Māksla» («Литература и искусство») и журнале «Māksla» («Искусство») имеются отделы кино. Выходит ежемесячный информационный кинобюллетень Госкино Латвийской ССР «Кино» (на латышском и русском языках). В 1980 издан «Кино. Справочник кинозрителя» («Kino. Kinoskatātāja rokasgrāmata. A—Ž»). В Латвийской ССР около 1200 киноустановок (1983), среди которых свыше 120 передвижных.
Литература:
Фильмы Советской Латвии, 1940—1962. [Аннотированный каталог], Рига, 1964;
Runā kinematogrāfisti, Rīga, 1968, 1973, 1976, 1979;
Франк Г., Карта Птолемея, М., 1975;
Сосновский И., Кино Сов. Латвии, М., 1976;
Dunkers О., Režisors domā par aktieri, Rīga, 1976;
Līce S., Latviešu literatura klasika kinomākslā, Rīga, 1977;
Фролова Г., Кино Латвии, М., 1981.Э. Риекстинь.
«Сын рыбака».
Режиссёр В. Круминь.
(Гароза Я. Осис,
Оскар Э. Павулс.)
1957.
«Рита».
Режиссёр А. Неретниек.
1958.
«Повесть о латышском стрелке».
Режиссёр П. Арманд.
(Янка Пипар Э. Павулс,
Зелма Р. Мейране.)
1959.
«Армия Трясогузки».
Режиссёр Л. Лейманис.
1964.
«Эдгар и Кристина».
Режиссёр Л. Лейманис.
(Эдгар У. Пуцитис,
Кристина В. Артмане.)
1966.
«Мой друг человек несерьёзный».
Режиссёр Я. Стрейч.
(Циекурс А. Михайлов,
Мирдза Д. Ритенберг.)
1976.
«Вей, ветерок!».
Режиссёр Г. Пиесис.
1974.
«Соната над озером».
Режиссёры Г. Цилинскис, В. Брасла.
(Рудольф Цилинскис,
Лаура А. Кайриша.)
1976.
«Мальчуган».
Режиссёр А. Фрейманис.
(хромой Юрка Э. Лиепиньш,
Янис И. Лацис.)
1978.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.