Мизансцена

Мизансцена

мизансце́на кинематографическая (от франц. mise en scène — размещение на сцене), взаимное расположение актёров и окружающей их материально-вещественной среды на съёмочной площадке, натурной или павильонной. Допускается толкование мизансцены как статического «среза» определённого момента действия, однако точнее и теоретически содержательнее трактовка мизансцены как динамичного пространственно-временного единства, выражающего определённый авторский замысел на определённом отрезке спектакля или фильма. В игровом кино, как и в театре, мизансцена является одним из важнейших режиссёрских средств для выявления идейно-образного содержания драматургии. Через мизансцену во многом проявляется режиссёрская трактовка произведения. Однако в отличие от театра, где цепь мизансцен непосредственно определяет конечный облик сценического зрелища, в кино мизансцена опосредуется кинокамерой, являясь предварительным условием построения мизанкадра (термин предложен С. М. Эйзенштейном), то есть зрелища, приведённого к композиции на вертикальной плоскости экрана и включённого в монтажную цепь кадров. Поэтому в разработке кинематографической мизансцены режиссёр с художником и оператором учитывают не только перемещения актёра, но и движение или статику кинокамеры, тип применяемого объектива, ракурс съёмки, динамику освещения и т. д. Соотношения мизансцены и кинокадра различны. Мизансцена может исчерпываться одним кадром, снятым статичной, панорамирующей или движущейся камерой; она может стать основой серии монтажных кадров, зафиксированных с разных точек одной или несколькими камерами; один кадр может объединить несколько мизансцен последовательно или одновременно (симультанно). Кино в процессе своего развития освоило различные виды мизансцен. Ещё в ранние годы периода дозвукового кино крупнейшие кинорежиссёры, используя передовой сценический опыт, в то же время начали преодолевать традиционную для театра одностороннюю ориентацию мизансцены на «зеркало сцены», динамизировали мизансцену как внутри кадра, так и с помощью переноса точки съёмки. В творчестве Д. У. Гриффита, Э. Штрогейма, Л. В. Кулешова, В. Шёстрёма, Ф. Мурнау и других мастеров зрелого немого кино были достигнуты классические образцы массовых и камерно-психологических, многошинных и симультанных мизансцен. Снятые с помощью короткофокусной оптики так называемые глубинные кадры (в частности, в ранних фильмах Эйзенштейна и Э. К. Тиссэ) не только способствовали преодолению плоскостности экрана, но и подготовили сложные глубинные мизансцены в звуковом кино, позволявшие сохранять непрерывность актёрской игры при «внутрикадровом монтаже». Мастерами этого вида мизансцены стали М. И. Ромм, О. Уэллс, У. Уайлер, Ж. Ренуар, К. Мидзогути и др. Образно-метафорическая мизансцена как равноправный «голос» в звукозрительной полифонии фильма использована Эйзенштейном (в фильме «Иван Грозный»), Л. Висконти и др. Построение мизансцены — один из существенных стилеобразующих факторов фильма. Стилистический диапазон кинематографической мизансцены необычайно широк: от имитации спонтанности, «бытовой случайности» до опытов передачи символической и даже ирреальной условности (например, совмещение разновременных действий в «Земляничной поляне» И. Бергмана, достижение эффекта «метафизического пространства» и «мысленной реальности» в фильмах Ж. Кокто, А. Рене, С. И. Юткевича и др.). Большой вклад не только в практику, но и в теоретическое осмысление кинематографии мизансцены внесли советские кинематографисты.

Литература:
Кулешов Л. В., Основы кинорежиссуры, [М.], 1941;
Эйзенштейн С., Режиссура. Искусство мизансцены, в книге: Избранные произведения, т. 4, М., 1966;
его же, О стереокино, там же, т. 3, М., 1964;
Нижний В., На уроках режиссуры С. Эйзенштейна, М., 1958;
Ромм М., Глубинная мизансцена. Мизансцена и монтаж, в книге: Избранные произведения, т. 1, М., 1980;
Юткевич С., Каранович А., Рождение мизансцены, в сборнике: Вопросы киноискусства, М., 1955;
Базен А., Уильям Уайлер, янсенист мизансцены. Театр и кино, в его книге: Что такое кино?, пер. с франц., М., 1972.

Н. И. Клейман.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Мизансцена" в других словарях:

  • мизансцена — мизансцена …   Орфографический словарь-справочник

  • МИЗАНСЦЕНА — (французское mise en scene размещение на сцене), расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. В 20 в. язык мизансцены осознается как один из важнейших элементов режиссуры (мизансцены в режиссерских планах К.С. Станиславского,… …   Современная энциклопедия

  • МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены один из важнейших элементов режиссуры …   Большой Энциклопедический словарь

  • МИЗАНСЦЕНА — МИЗАНСЦЕНА, мизансцены, жен. (франц. mise en scène) (театр.). Размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения. Пьеса идет с новыми… …   Толковый словарь Ушакова

  • МИЗАНСЦЕНА — МИЗАНСЦЕНА, ы, жен. Размещение актёров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы. | прил. мизансценический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • мизансцена — сущ., кол во синонимов: 1 • расположение (83) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • мизансцена — ы, ж. mise en scène букв. установленное на сцене. Впервые встречается в кни. П. А. Маркова Новейшие театральные течения , 1924 г. (7) в форме мн. ч. мизансцены. ЭС. Размещение артистов и сценической обстановки в разные моменты спектакля. БАС 1.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Мизансцена — (французское mise en scene размещение на сцене), расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. В 20 в. “язык” мизансцены осознается как один из важнейших элементов режиссуры (мизансцены в режиссерских планах К.С. Станиславского,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мизансцена — Миз̀ансцена (фр. mise en scène  размещение на сцене)  расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля (съёмок). В качестве средства образного выражения мизансцена в драматическом театре получила свое развитие с… …   Википедия

  • мизансцена — (фр. mise en scene) расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. мизансцена мизансцены, ж. [фр. mise… …   Словарь иностранных слов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»