- Мизансцена
мизансце́на кинематографическая (от франц. mise en scène размещение на сцене), взаимное расположение актёров и окружающей их материально-вещественной среды на съёмочной площадке, натурной или павильонной. Допускается толкование мизансцены как статического «среза» определённого момента действия, однако точнее и теоретически содержательнее трактовка мизансцены как динамичного пространственно-временного единства, выражающего определённый авторский замысел на определённом отрезке спектакля или фильма. В игровом кино, как и в театре, мизансцена является одним из важнейших режиссёрских средств для выявления идейно-образного содержания драматургии. Через мизансцену во многом проявляется режиссёрская трактовка произведения. Однако в отличие от театра, где цепь мизансцен непосредственно определяет конечный облик сценического зрелища, в кино мизансцена опосредуется кинокамерой, являясь предварительным условием построения мизанкадра (термин предложен С. М. Эйзенштейном), то есть зрелища, приведённого к композиции на вертикальной плоскости экрана и включённого в монтажную цепь кадров. Поэтому в разработке кинематографической мизансцены режиссёр с художником и оператором учитывают не только перемещения актёра, но и движение или статику кинокамеры, тип применяемого объектива, ракурс съёмки, динамику освещения и т. д. Соотношения мизансцены и кинокадра различны. Мизансцена может исчерпываться одним кадром, снятым статичной, панорамирующей или движущейся камерой; она может стать основой серии монтажных кадров, зафиксированных с разных точек одной или несколькими камерами; один кадр может объединить несколько мизансцен последовательно или одновременно (симультанно). Кино в процессе своего развития освоило различные виды мизансцен. Ещё в ранние годы периода дозвукового кино крупнейшие кинорежиссёры, используя передовой сценический опыт, в то же время начали преодолевать традиционную для театра одностороннюю ориентацию мизансцены на «зеркало сцены», динамизировали мизансцену как внутри кадра, так и с помощью переноса точки съёмки. В творчестве Д. У. Гриффита, Э. Штрогейма, Л. В. Кулешова, В. Шёстрёма, Ф. Мурнау и других мастеров зрелого немого кино были достигнуты классические образцы массовых и камерно-психологических, многошинных и симультанных мизансцен. Снятые с помощью короткофокусной оптики так называемые глубинные кадры (в частности, в ранних фильмах Эйзенштейна и Э. К. Тиссэ) не только способствовали преодолению плоскостности экрана, но и подготовили сложные глубинные мизансцены в звуковом кино, позволявшие сохранять непрерывность актёрской игры при «внутрикадровом монтаже». Мастерами этого вида мизансцены стали М. И. Ромм, О. Уэллс, У. Уайлер, Ж. Ренуар, К. Мидзогути и др. Образно-метафорическая мизансцена как равноправный «голос» в звукозрительной полифонии фильма использована Эйзенштейном (в фильме «Иван Грозный»), Л. Висконти и др. Построение мизансцены один из существенных стилеобразующих факторов фильма. Стилистический диапазон кинематографической мизансцены необычайно широк: от имитации спонтанности, «бытовой случайности» до опытов передачи символической и даже ирреальной условности (например, совмещение разновременных действий в «Земляничной поляне» И. Бергмана, достижение эффекта «метафизического пространства» и «мысленной реальности» в фильмах Ж. Кокто, А. Рене, С. И. Юткевича и др.). Большой вклад не только в практику, но и в теоретическое осмысление кинематографии мизансцены внесли советские кинематографисты.
Литература:
Кулешов Л. В., Основы кинорежиссуры, [М.], 1941;
Эйзенштейн С., Режиссура. Искусство мизансцены, в книге: Избранные произведения, т. 4, М., 1966;
его же, О стереокино, там же, т. 3, М., 1964;
Нижний В., На уроках режиссуры С. Эйзенштейна, М., 1958;
Ромм М., Глубинная мизансцена. Мизансцена и монтаж, в книге: Избранные произведения, т. 1, М., 1980;
Юткевич С., Каранович А., Рождение мизансцены, в сборнике: Вопросы киноискусства, М., 1955;
Базен А., Уильям Уайлер, янсенист мизансцены. Театр и кино, в его книге: Что такое кино?, пер. с франц., М., 1972.Н. И. Клейман.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.