- Carné, Marcel
- • КАРНЕ` (Carné) Марсель(р. 18.8.1909)франц. режиссёр. Обучался профессии фотографа. В кино с 1928 (пом. оператора в ф. реж. Ж. Фейдера "Новые господа"). Работал как кинокритик. В 1929 снял док. ф. "Ножан, воскресное Эльдорадо", поэтич. репортаж о загородном отдыхе парижан. Этот к/м ф. принёс К. известность в кинематографич. кругах. В 30-е гг. ассист. реж. Р. Клера и Фейдера. В 1936пост.ф."Женни"(по А. П. Роше).Своеобразие и сила дарования К. раскрылись в ф. "Забавная драма" (по С. Клаустоуну, 1937), где лиризм сочетался с пародией, точность психологич. наблюдений - с эксцентрикой и сарказмом. В нём выдвинулась гл. тема творчества К.- неустойчивость, зыбкость мира и человеческих отношений. В последующих фильмах К., к-рые он создавал в сотрудничестве со сц. Ж. Превером, эта тема приобретала всё более обострённое, драм, звучание. Эволюцию творчества режиссёра определила обществ, атмосфера пред-воен. лет, рост фаш. угрозы, приближение мировой войны. Ф. "Набережная туманов" (1938, пр. Мкф в Венеции; пр. Деллюка, 1939) выдвинул К. в число ведущих франц. режиссёров, представителей направления "поэтич. реализма". Этот ф. показывал трагич. одиночество честного и мужественного человека в мире, где царят предательство и подлость. Подобная же тема положена в основу ф. "День начинается" (1939). В произведениях К. предвоен. лет часто возникает мотив трагич. предопределённости, злого рока, но положит, герои К., носители высокого нравств. начала, готовы скорее умереть, чем уступить подлости и насилию. Гуманистич. тенденции в творчестве К. подготовили и укрепили его антифаш. позиции. В оккупированной Франции он пост. ф. "Вечерние посетители" (1942), где, обратившись к ср.-век. легенде, в аллегорич. форме выразил идеи сопротивления фаш. насилию. Одухотворённость, человечность, высокая поэтичность отмечали лучший фильм К. "Дети райка" (1944, пр. Мкф в Венеции, 1946). Этот ф., сочетавший яркую зрелищность с фил ос. углублённостью и изысканной метафоричностью, открыл новый период в истории франц. кино. Действующие лица и события в ф. окутаны романтич. атмосферой. Париж 30-х гг. прошлого века раскрывался перед зрителем как увлекательный и таинственный мир. Противопоставлением героев ф. (мим Батист Дебюро и актёр Фредерик Леметр) во многом определяется образная структура произв., сложное полифонич. звучание его тем и мотивов. Жизненная драма как бы "удваивается" театр, и мимич. интермедиями. Ф. развивает тему человека, к-рому необходимо примирить прозу жизни и возвышенную мечту.Наиболее значит. фильмы К. после-воен. периода - "Жюльетта, или Ключ к сновидениям" (1951) - грустный и поэтичный рассказ о юном герое, к-рому нет счастья в реальном мире и к-рый ищет забвения в мире грёз, а также "Тереза Ракен" (по Э. Золя, 1953). Тревогой за судьбу молодого поколения, оказавшегося во власти безверия и цинизма, проникнут фильм К. "Обманщики" (1958). Однако в условиях 50 - 60-х гг. насыщенный поэтич. метафорами стиль К. производил впечатление искусственного и устаревшего. Стремясь приспособиться к новым веяниям, режиссёр постепенно утратил творч. индивидуальность.С 1979 чл. Академии изящных иск-в, с 1982 чл. Франц. академии киноиск-ва. Вклад К. во франц. и мировое киноиск-во отмечен пр. "Сезар" (1979) и юбил. пр. Мкф в Венеции (1982).Др. ф.: "Северный отель" (1938), "Врата ночи" (1946), "Мария из порта" (1949), "Воздух Парижа" (1954), "Страна, откуда я родом" (1956), "Пустырь" (1960), "Корм для пташек" (1963), "Три комнаты в Манхэттене" (1965), "Молодые волки" (1968), "Убийцы во имя порядка" (1970, почётн. пр. Мкф в Венеции, 1971, в сов. прокате "Преступление во имя порядка"), "Чудесный визит" (1974), "Библия" (1977, док.).◘ Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Юренев Р., Марсель Карне, в кн.: Франц. киноиск-во, М., 1960; Сокольская А., Марсель Карне, Л., 1970; Lapierre M., Aux portes de la nuit, P., 1946; Queval J., Marcel Carne, P., 1952; Landry B. G., Marcel Carne, P., 1952; Chazal R., Marcel Carne, (P.), 1965. В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.