- КАРНЕ Марсель
Карне́ Марсель (Carne) (р. 18.8.1909), французский режиссёр. Обучался профессии фотографа. В кино с 1928 (помощник оператора в фильме режиссёра Ж. Фейдера «Новые господа»). Работал как кинокритик. В 1929 снял документальный фильм «Ножан, воскресное Эльдорадо», поэтический репортаж о загородном отдыхе парижан. Этот короткометражный фильм принёс Карне известность в кинематографических кругах. В 30-е гг. ассистент режиссёров Р. Клера и Фейдера. В 1936 поставил Фильм «Женни» (по А. П. Роше). Своеобразие и сила дарования Карне раскрылись в фильме «Забавная драма» (по С. Клаустоуну, 1937), где лиризм сочетался с пародией, точность психологических наблюдений с эксцентрикой и сарказмом. В нём выдвинулась главная тема творчества Карне неустойчивость, зыбкость мира и человеческих отношений. В последующих фильмах Карне, которые он создавал в сотрудничестве со сценаристом Ж. Превером, эта тема приобретала всё более обострённое, драматическое звучание. Эволюцию творчества режиссёра определила общественная атмосфера предвоенных лет, рост фашистской угрозы, приближение мировой войны. Фильм «Набережная туманов» (1938, премия международного кинофестиваля в Венеции; премия Целлюка, 1939) выдвинул Карне в число везущих французских режиссёров, представителей направления «поэтического реализма». Этот фильм показывал трагическое одиночество честного и мужественного человека в мире, где царят предательство и подлость. Подобная же тема положена в основу фильма «День начинается» (1939). В произведениях Карне предвоенных лет часто возникает мотив трагической предопределённости, злого рока, но положительные герои Карне, носители высокого нравственного начала, готовы скорее умереть, чем уступить подлости и насилию. Гуманистические тенденции в творчестве Карне подготовили и укрепили его антифашистские позиции. В оккупированной Франции он поставил фильм «Вечерние посетители» (1942), где, обратившись к средневековой легенде, в аллегорической форме выразил идеи сопротивления фашистскому насилию. Одухотворённость, человечность, высокая поэтичность отмечали лучший фильм Карне «Дети райка» (1944, премия международного кинофестиваля в Венеции, 1946). Этот фильм, сочетавший яркую зрелищность с философской углублённостью и изысканной метафоричностью, открыл новый период в истории французского кино. Действующие лица и события в фильме окутаны романтической атмосферой. Париж 30-х гг. прошлого века раскрывался перед зрителем как увлекательный и таинственный мир. Противопоставлением героев фильма (мим Батист Дебюро и актёр Фредерик Леметр) во многом определяется образная структура произведения, сложное полифоническое звучание его тем и мотивов. Жизненная драма как бы «удваивается» театральными и мимическими интермедиями. Фильм развивает тему человека, которому необходимо примирить прозу жизни и возвышенную мечту.
Наиболее значительные фильмы Карне послевоенного периода «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951) грустный и поэтичный рассказ о юном герое, которому нет счастья в реальном мире и который ищет забвения в мире грёз, а также «Тереза Ракен» (по Э. Золя, 1953). Тревогой за судьбу молодого поколения, оказавшегося во власти безверия и цинизма, проникнут фильм Карне «Обманщики» (1958). Однако в условиях 5060-х гг. насыщенный поэтическими метафорами стиль Карне производил впечатление искусственного и устаревшего. Стремясь приспособиться к новым веяниям, режиссёр постепенно утратил творческую индивидуальность.
С 1979 член Академии изящных искусств, с 1982 член Французской академии киноискусства. Вклад Карне во французское и мировое киноискусство отмечен премией «Сезар» (1979) и юбилейной премией международного кинофестиваля в Венеции (1982).
Другие фильмы:
«Северный отель» (1938), «Врата ночи» (1946), «Мария из порта» (1949), «Воздух Парижа» (1954), «Страна, откуда я родом» (1956), «Пустырь» (1960), «Корм для пташек» (1963), «Три комнаты в Манхэттене» (1965), «Молодые волки» (1968), «Убийцы во имя порядка» (1970, почётная премия международного кинофестиваля в Венеции, 1971, в советском прокате «Преступление во имя порядка»), «Чудесный визит» (1974), «Библия» (1977, документальный).
Литература:
Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, перевод с французского, М., 1960;
Юренев Р., Марсель Карне, в книге: Французское киноискусство, М., 1960;
Сокольская А., Марсель Карне, Л., 1970;
Lapierre M. Aux portes de la nuit, P., 1946;
Queval J. Marcel Carné, P., 1952;
Landry B. G., Marcel Carné, P., 1952;Chazal R. Marcel Carné, [P.], 1965.
В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.