- Castellani, Renato
- • КАСТЕЛЛА`НИ (Castellani) Ренато(4.9.1913 - 28.12.1985)итал. режиссёр. Окончил Миланский политехнич. ин-т. В кино с 1936 как пом. режиссёра. В том же году стал печататься в ж. "Cinema", выступая сторонником "каллиграфизма". Это направление, проповедовавшее уход в область формальных поисков, было в 30-е гг. одной из форм неприятия фаш. действительности и пассивного протеста против офиц. пропаганды. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. работал сценаристом с реж. А. Дженина, М. Камерини, А. Блазетти, М. Сольдати. Первый фильм К.- "Выстрел" (по А. С. Пушкину, 1941). В этом ф., как и в последующих - "Заза" (1942) и "Женщина с гор" (1943), отличавшихся изысканной формой, проявился гл. недостаток "каллиграфизма" - холодная претенциозность. Переход режиссёра к реалистич. манере определился в его ф. "Под солнцем Рима" (1948). Этим фильмом К. положил начало новому типу итал. кинокомедии, построенной на внешних приёмах неореализма, но лишённой его острого социального заряда. Наиболее полное выражение эти приёмы нашли в комедии "Два гроша надежды" (1952). Возвратом К. к каллиграфич. стилю стал ф. "Джульетта и Ромео" (1953, пр. Мкф в Венеции, 1954). В 1957 К. вновь создал кинокомедию из жизни студенч. молодёжи "Мечты в ящике". Серьёзные социальные проблемы К. поднял в ф. "Ад посреди города" (1959) о жестоких порядках, царящих в тюрьмах Италии, "Разбойник" (по Дж. Берто, 1961, в сов. прокате "Бунтарь") о жизни южноитал. деревни, снятом в неореалистич. манере с непроф. исполнителями, и в ф. "Бурное море"(1962), посвященном итал. морякам. С кон. 60-х гг. работал гл. обр. на ТВ.Др. ф.: "Какие призраки" (1968), "Короткий сезон" (1969); т/ф - "Жизнь Леонардо да Винчи" (5 сер., 1970), "В честь Венеции" (1973), "Джузеппе Верди" (1977).◘ Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.