Социалистический реализм

Социалистический реализм

социалисти́ческий реали́зм, художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Социалистический реализм — высший этап в развитии реалистического искусства. Если для всех искусств социалистический реализм открыл новый ракурс социального видения, то киноискусству, как самому молодому из них, он позволил наиболее глубоко и плодотворно осознать и утвердить свою специфику, свои творческие возможности. Глубокие революционные преобразования потребовали от социалистического киноискусства новых форм выражения и легли в основу его поисков. Революционное содержание рождало революционную форму. Новаторство советского киноискусства обусловливалось не только социалистическим характером отображаемой действительности, но и теми идейно-творческими принципами её отражения, которые диктовались социальной и духовной практикой социалистического строительства — принципами социалистического реализма.

Верность жизненной правде, стремление к целостному социальному и историческому видению, коммунистическая партийность и народность уже с самого начала определяли творческую природу реализма в новом его качестве — социалистическом. Основные принципы и необходимые предпосылки социалистического реализма получили глубокое теоретическое обоснование в трудах В. И. Ленина, в документах партии по вопросам литературы и искусства. Ленинская концепция партийности и художественной правды, традиций и новаторства, ленинский принцип идейной ясности и общедоступности искусства — вот что определяло и определяет поиски и открытия в киноискусстве социалистического реализма, его ясную теоретическую основу.

Такие кинопроизведения, как «Броненосец “Потёмкин”» и «Октябрь» С. М. Эйзенштейна, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» В. И. Пудовкина, «Арсенал» и «Земля» А. П. Довженко, «Шагай, Совет» и «Шестая часть мира» Д. Вертова, «Элисо» и «Двадцать шесть комиссаров» Н. М. Шенгелая, открывшие на экране историческую и современную действительность в её революционном развитии, заложили основы советской кинематографической школы социалистического реализма.

Становление метода социалистического реализма в кино не было изолировано от исканий, происходивших в смежных областях советского искусства. Эти поиски перекрещивались, взаимодействовали, совмещались, свидетельствуя о глубоких внутренних связях кино с литературой и театром.

В 30-х гг. социалистический реализм предстал в ряде произведениях, вошедших в золотой фонд советского кино («Встречный» С. И. Юткевича и Ф. М. Эрмлера, «Окраина» Б. В. Барнета, трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, «Депутат Балтики» А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица, «Семеро смелых» С. А. Герасимова). Важнейшим фактом утверждения и развития метода явился фильм «Чапаев» братьев Васильевых, в котором эпическая легендарность образа полководца из народа сочеталась с глубоким проникновением в его духовный мир. Как никогда до этого экран воспроизвёл эволюцию черт народного героя в их сложных конкретно-жизненных и социальных противоречиях. Киноискусство создало народные характеры высочайшей нравственной силы и духовного обаяния. Новые стороны и качества метода, и прежде всего реалистический историзм, позволили показать, как революция побеждала в человеческой душе, где ещё давали себя знать пережитки прошлого.

Этапом в развитии киноискусства социалистического реализма явилось в 30-е гг. воплощение на экране образа Ленина. Фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма, «Человек с ружьём» Юткевича, «Три песни о Ленине» Вертова положили начало плодотворной работе над ленинской темой. И в дальнейшем художественная Лениниана — фильмы «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше» и «Ленин в Париже» Юткевича, «Синяя тетрадь» Л. А. Кулиджанова, «Шестое июля» Ю. Ю. Карасика, «Сердце матери» и «Верность матери» М. С. Донского, «Доверие» В. И. Трегубовича и Э. Лайне, и др. — сыграла особую роль в развитии киноискусства социалистического реализма.

Советское кино складывалось и развивалось как искусство многонациональное, вбирая в себя традиции и передовой опыт национальных культур, отображающих своеобразие исторического пути, пройденного народами Советского Союза. Рождение, становление и развитие метода социалистического реализма определяло саму суть истории многонационального советского киноискусства.

Разные фильмы последних десятилетий — «9 дней одного года» и «Обыкновенный фашизм» Ромма, «Коммунист» и «Твой современник» Ю. Я. Райзмана, «Баллада о солдате» Г. Н. Чухрая и «Судьба человека» С. Ф. Бондарчука, «Летят журавли» М. К. Калатозова и «Председатель» А. А. Салтыкова, «Тихий Дон» и «У озера» Герасимова, «Освобождение» Ю. Н. Озерова и «Они сражались за Родину» Бондарчука, «Премия» С. Г. Микаэляна и «Твой сын, Земля» Р. Д. Чхеидзе — яркое свидетельство расширения выразительных средств реализма, его формообразующих возможностей. Новое в этих фильмах — не в отдельных художественных приёмах или вновь изобретённых средствах (хотя и в этом отношении вклад их в сокровищницу мирового киноискусства достаточно велик), а прежде всего в новом качестве осмысления современности, в аналитическом подходе к её сложнейшим социальным проблемам и явлениям, в партийной страстности художника-гражданина.

В истории советского кино поступательное движение социалистического реализма осложнялось в отдельные периоды проявлениями холодной иллюстративности, бесконфликтности, известного украшательства и помпезности. Однако искусство социалистического реализма нетерпимо не только к безыдейности содержания, формалистическому фокусничеству, но и к иллюстративному примитивизму. Ему в корне противопоказано бездумное копирование жизни, так же как и субъективистская ревизия реальности. Социалистический реализм всегда в поисках новых форм, рождаемых смелым вторжением в глубины социальных процессов жизни. На всех этапах своего развития социалистический реализм выступает не за формальное жизнеподобие, а за активное, заинтересованное воспроизведение жизни, утверждение её ведущих закономерностей.

Социалистический реализм с его широтой и многогранностью в отображении существенных сторон действительности, с его углублённым вниманием к личности и психологии человека и сегодня ищет новые, более ёмкие художественные приёмы обобщения, более широкий изобразительный простор для воплощения мысли. Отсюда столь существенное значение приобретает содержательность формы.

Творческие принципы социалистического реализма прямо противоположны псевдоноваторским принципам буржуазного авангардизма, который всё чаще выступает с проповедью растущего «сходства» или «примирения» противоположных мировоззрений, «затухания» борьбы между ними. Отсюда и берёт начало пресловутая теория о «безбрежности» реализма, произвольно включающая в его сферу чуть ли не все течения авангардизма, теория «обогащения» реализма модернизмом.

Идейно-творческая направленность метода позволяет социалистическому реализму смело и широко включать в свою систему ассоциативный подтекст действия и смещения временны́х планов, аллегоричность и гиперболизацию, внутренний монолог и так называемый поток сознания как форму психологического анализа. Социалистический реализм не связывает себя приверженностью к определённым формам художественного выражения, к обязательной рецептуре или каталогу каких бы то ни было прописных формул или застывших истин. Его сила — в новом качестве социально-исторического осмысления объективных закономерностей действительности, в идейно-творческой направленности художественного анализа, а следовательно, и выразительности средств, которые никогда не были и не могут быть определяюще-самодовлеющими.

Социалистическому реализму присуще тончайшее сочетание достоверности и ассоциативной образности, смелое использование новых условных форм и приёмов типизации, широкая разветвлённость сложных структур и временных потоков повествования, масштабность мышления и высокая степень художественного лаконизма. Достаточно, например, сопоставить сплетение сюжетных мотивов, а в целом и стилистику некоторых фильмов 70-х гг. — «Это сладкое слово — свобода» В. П. Жалакявичюса и «Любить человека» Герасимова, «А зори здесь тихие...» С. И. Ростоцкого и «Восхождение» Л. Е. Шепитько, «Калина красная» В. М. Шукшина и «Осенний марафон» Г. Н. Данелия, «Частная жизнь» Райзмана и «Красные колокола» Бондарчука, чтобы ощутить и увидеть их несхожесть. Различают их прежде всего разность подхода к фактам и явлениям жизни, личностное видение, особая гамма красок, логика анализа и обобщения. Но в этой несхожести есть нечто общее. Главное, что их объединяет, это стремление рассказать о новом нравственном опыте человека эпохи развитого социализма, о новом поступательном движении социалистической действительности.

Для социалистического реализма характерно особое внимание к новым социально-нравственным качествам и интеллектуальному уровню личности, к её всестороннему и гармоническому развитию. Метод социалистического реализма ориентирует художника на отображение главного в жизни своего времени, магистральных социальных направлений и наиболее содержательных характеров. Не дидактическое морализирование, не иллюстрация известных процессов действительности, а их авторское постижение, исследование духовных ценностей человека в их личностных проявлениях и типической значимости — и за всем этим «неожиданность» в области формы — определяют собой качественно новую ступень в развитии социалистического реализма, движение выразительных возможностей его метода.

Социалистический реализм — явление исторически и эстетически развивающееся. Он всегда в поиске, в творческом движении. Развитие метода как нового типа художественного мышления обусловливается не только опытом и богатейшим запасом выразительных средств, но и новыми идейно-эстетическими задачами и проблемами, которые сама жизнь непрерывно ставит перед искусством, расширяя и обновляя его язык, образную стилистику. И как высшее достижение современного художественного прогресса он стал явлением интернациональным, определяющим пути творчества ведущих кинематографистов мира.

Литература:
Громов Е. С., Духовность экрана, М., 1976;
Дубровин А. Г., О партийности художественного творчества. Теоретические вопросы, М., 1977;
Ждан В. Н., Киноискусство социалистического реализма, М., 1980;
его же, Высокая правда метода, «Искусство кино», 1980, № 3;
Лисаковский И., Реализм как система. Проблемы творческого метода в киноискусстве, М., 1982.

В. Н. Ждан.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Социалистический реализм" в других словарях:

  • Социалистический реализм —         творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение… …   Художественная энциклопедия

  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественный стиль, почти безраздельно господствовавший в искусстве устойчивого коммунистического (социалистического) общества. Искусство С.р. должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма (социализма). Предполагалось, что эти идеалы… …   Философская энциклопедия

  • Социалистический реализм — СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с начала 30–х гг. для обозначения основного метода литературы, искусства и критики, который требует от художника правдивого, исторически… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930 х гг. правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма или в формулировке Андрея… …   Энциклопедия культурологии

  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30 х гг. для обозначения основного метода литературы, искусства и критики, который требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Социалистический реализм — Архитектор К. Т. Топуридзе, (1954): Фонтан Дружба народов СССР скульптура «Россия» …   Википедия

  • Социалистический реализм —         художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение …   Большая советская энциклопедия

  • социалистический реализм — термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 1930 х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения… …   Энциклопедический словарь

  • социалистический реализм — искусственно навязанное литературоведению понятие, содержанием которого является выражение социалистически осознанной концепции мира и человека; художественный метод, основанный на изображении жизни в свете социалистических идеалов. Рубрика:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Социалистический реализм —         творческий метод, основанный на правдивом, исторически конкретном художеств. отражении действительности в её революц. развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художеств. культуры и прежде всего реалистич. иcк ва, С. р. выступает как …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»