Социология кино

Социология кино

социоло́гия кино́, научная дисциплина, изучающая кино как социальный институт, то есть функционирование киноискусства в обществе (закономерности создания, распространения и восприятия фильмов), общественную потребность в кино и степень её реализации.

Ещё в дореволюционной России было опубликовано несколько теоретических работ (Г. Циперович, В. Готвальд, В. Виторт), в которых делались попытки охарактеризовать социальную потребность в кино и его функции в обществе. Тогда же были проведены первые эмпирические исследования по изучению реакций детской и юношеской аудитории на фильмы. После Октябрьской революции кино стало одним из эффективных средств осуществления культурной революции и коммунистического воспитания народа. В. И. Ленин говорил о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино» («Самое важное из всех искусств...», 1973, с. 164), подчёркивал необходимость учёта воздействия фильмов на зрителей.

В 20-х гг. социологическое изучение кино получило широкое распространение, причём особое внимание уделялось опросам кинозрителей. Инициатором социологических исследований стала Ассоциация революционной кинематографии (АРК). В 1925 в «Киножурнале АРК» под рубрикой «Вопросы социологии кино» были опубликованы данные исследований, проведённых Н. А. Лебедевым, М. Зарецким, А. Дубровским. Самая известная работа этого направления — книга А. Трояновского и Р. Егиазарова «Изучение кинозрителя» (1928). Социологический анализ ряда важнейших аспектов киноискусства присутствовал в эстетических и киноведческих трудах А. В. Луначарского, Б. Балажа, С. М. Эйзенштейна, А. Топоркова, М. Левидова, Н. Ф. Агаджановой и др. В работах 20-х гг. содержалось немало плодотворных идей и наблюдений, однако социология кино этого периода испытывала определённое влияние вульгарной социологии и рефлексологии. В 30—50-х гг. социальные проблемы кино обсуждались в основном в рамках киноведения.

С 60-х гг. в связи с бурным развитием общественных наук проблематика социологии кино вновь оказалась актуальной, начали проводиться опросы кинопублики. Существенный вклад в социологию кино сделали такие научные коллективы, как лаборатория социологических исследований кино НИКФИ, лаборатория «Кино и зритель» Управления кинофикации Исполкома Моссовета и ВГИКа, сектор социологии культуры Института экономики Уральского научного центра АН СССР и др. Следует особо выделить в этот период деятельность отдела исследований проблем массовой информации и социологии кино ВНИИ киноискусства Госкино СССР, возникшего на основе лаборатории социологических исследований кино НИКФИ. Большой вклад в развитие социологии кино внёс один из ведущих историков кино Лебедев. В области социологии кино успешно работают И. А. Рачук, М. И. Жабский, И. П. Лукшин, В. И. Волков, Л. Н. Коган, Г. М. Лифшиц, И. Е. Кокарев, И. С. Лёвшина, С. А. Иосифян и др. В 70-х гг. интенсивно исследовалась социально-демографическая структура кинопублики. В рамках этой проблематики изучались частные проблемы: частота посещения кино разными социально-демографическими группами, структура и динамика кинопублики, типология зрителей, характер отношения различных социально-демографических групп населения к кино, мотивы посещения кино, причины выбора того или иного фильма, факторы, определяющие прокатный успех, влияние изменений в структуре свободного времени на посещаемость кино, взаимоотношения кино и телевидения и т. д. Разрабатывающийся системный подход к искусству, позволяющий видеть в нём синтез разных форм человеческой деятельности, с одной стороны, и особую форму деятельности — с другой, даёт перспективы для нового этапа развития социологии кино. Более точное и универсальное определение получает сам предмет социологии кино как комплекс вопросов, связанных не только с функционированием, но и с дальнейшим развитием и влиянием кино на общество. Результаты прикладных исследований в области социологии кино оказываются тесно связанными с представлением о социальных функциях кино, изменяющихся на каждом этапе становления культуры.

Кинематографическая деятельность имеет своей целью удовлетворение социокультурных (художественных, эстетических, информационных, коммуникативных, развлекательных и т. д.) потребностей, проявляющихся в определённых установках восприятия, например в конкретно-исторической художественной установке, заключающейся в предпочтении публикой тех или иных сюжетов, жанров, тем, актёров, типов фильмов. В ходе общественного развития формируются новые потребности в кинематографической деятельности в целом, а также возникают определённые представления о кино — особый его образ, который может не совпадать с реальным кинематографическим процессом. Социология кино приступает к освоению комплекса вопросов, в который входят специфика и условия производства фильмов, подготовка творческих кадров кино, прогнозирование развития кино и т. д. Важной проблемой дальнейшего развития социологии кино является соединение статического и динамического аспектов изучения взаимодействия кино и зрителя с точки зрения исторически изменяющихся процессов социального общения, а также истории кинематографической деятельности в целом.

В других социалистических странах в области социологии кино работают: Л. Биски (ГДР), И. Стефанов, Э. Лозев (НРБ), Б. Тароди-Надь, П. Иожа (ВНР), Д. Ионеску (СРР), X. Казалова, И. Понделичек (ЧССР). В рамках общего социологического подхода изучаются возможности оптимального руководства творческими процессами, способы удовлетворения меняющихся и дифференцирующихся интересов зрителей и методов их идейно-эстетического воспитания, проблемы создания научных основ прогнозирования развития кино, взаимоотношения кино и телевидения, воздействия кино на детскую и юношескую аудиторию и т. д.

Н. А. Хренов.

Для раннего периода развития западной социологии кино, начавшегося с возникновением кино, характерны не претендующие на теоретическую строгость эссе, в которых делались попытки осмысления социальной роли кинематографа, — Л. Деллюк, Л. Муссинак (Франция), К. Ижиковский (Польша), Балаж (Венгрия). Исключение составила книга Э. Альтенло «О социологии кино» (1914, Германия), анализировавшая закономерности производства фильмов и кинопосещаемости. Немногочисленные эмпирические исследования носили сугубо прикладной характер и проводились либо с педагогическими целями (влияние кино на молодёжь — американские социологи Г. Блумер, Р. Петерсон, Л. Тёрстон), либо в интересах кинопромышленности (повышение эффективности кинопроката). В конце 40-х гг. к изучению кино всё чаще стали обращаться профессиональные социологи, социология кино начала формироваться как научная дисциплина. Однако и тогда не было достигнуто единства в трактовке предмета и методов социологии кино. Исследовательская работа велась в двух направлениях:
1) эмпирические исследования институциональных аспектов кинематографа — публики (Дж. Майер, Великобритания; Ж. Дюран, Франция) и кинопроизводства (главным образом на примере Голливуда — Л. Ростен, Д. Хендел, Г. Паудермейкер, США), в ходе которых накапливались данные о закономерностях производства и функционирования фильмов;
2) изучение содержания «экранного мира», механизмов воздействия кино на зрителя. Наряду с исследованиями содержания фильмов с помощью техники контент-анализа (в США — М. Волфенстайн и Н. Лейтес, Д. Джонс, М. Мид, международное исследование киногероя 1960—63) и эмпирическими исследованиями воздействия кино (в США — Р. Алберт, А. Бандура, Л. Берковиц) заметное место занимали работы, в которых при анализе содержания и воздействия фильмов кино трактовалось как выражение «коллективного сознания» (З. Кракауэр, США; Э. Морен, Франция). Новый этап развития социологии кино связан с выходом книги американского исследователя Д. Джарви «К социологии кино» (1970), в которой были синтезированы оба подхода предшествующего периода и тем самым намечены перспективы комплексного изучения различных аспектов кино как социального института (производство, распространение, содержание и восприятие фильмов). Характерно, что сторонники сочетания институционального анализа с анализом содержания культурных стандартов (Паудермейкер, Джарви) испытали сильное влияние структурной антропологии с её чётким аналитическим разведением социальной системы и культуры. Программа целостного социологического анализа была реализована Джарви на материале гонконгского кино. В 70-е гг. важное место принадлежит работам Э. Тюдора (Великобритания), который проделал анализ кино с позиций социологии массовых коммуникаций, и Д. Прокопу (ФРГ), исследовавшему влияние различных форм организации кинопромышленности на содержание и форму фильмов, на социальную роль кино. Хотя число публикаций неуклонно растёт, среди них почти не встречается работ теоретического, методологического и обобщающего характера. Недооценка теоретического изучения объекта и абсолютизация эмпирического уровня познаний ведут к тому, что выводы социологов изолируются от социальных процессов, не позволяют сделать обобщений, которые выходили бы за пределы социальной демографии и изучения механизмов группового общения, и в конечном счёте служат интересам кинобизнеса.
А. И. Рейтблат.

Литература:
Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сборник документов и материалов, 2 изд., М., 1973;
Луначарский о кино, М., 1965;
Левидов М., Человек и кино. Эстетико-социологический этюд, М., 1927;
Кино и зритель. Опыт социологического исследования, [М., 1968];
Вахеметса А. Л., Плотников С. Н., Человек и искусство, М., 1968;
Хренов Н. А., К проблеме социологии и психологии кино 20-х гг., в книге: Вопросы киноискусства, в. 17, М., 1976;
Жабский М. И., Кино и зритель 70-х годов, М., 1977;
его же, Критика буржуазных истолкований социальной роли киноискусства, М., 1979;
Кракауэр З., Психологическая история немого кино. От Калигари до Гитлера, [пер. с нем.], М., 1977;
Левшина И. С., Любите ли вы кино?, М., 1978;
Кино и зритель. Проблемы социологии кино, М., 1978;
Кино и городской зритель, М., 1978;
Сельская аудитория кинематографа, М., 1979;
Иосифян С. А., Кино и молодежная аудитория, М., 1979;
Кино и телевидение, М., 1979;

Mayer J. Р., Sociology of film, L., 1946;
Powdermaker H., Hollywood. The dream factory. An anthropologist looks at the movie-makers, Boston, 1950;
Wolfenstein M., Leites N., Movies. A psychological study, Glencoe (III.), 1950;
Morin E., Le cinéma ou l’homme imaginaire, P., 1956;
Durand J., Le cinéma et son public, Toulouse, 1958;
Jarvie I. С., Towards a sociology of the cinema, L., 1970 (амер. изд. — Movies and society, N.Y., 1970);
Prokop D., Soziologie des films, Neuwied—В., 1970;
Zygulski K., Bohater filmowy. Studium socjologiczne, Warsz., 1973;
Tudor A., Image and influence. Studies in the sociology of film, L., 1974;
Стефанов И., Изкуство и комуникация в киното, София, 1976;
Sorlin P., Sociologie du cinéma, P., 1977;
Jarvie I. С., Window on Hong Kong,. [Hong Kong], 1977;
его же, Movies as social criticism, L., 1978.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Социология кино" в других словарях:

  • СОЦИОЛОГИЯ КИНО — отрасль социологич. знания. В узком смысле С.к. сфера исследований, целью к рых является изучение соц. демографич. структуры кинопублики (пол, возраст, образование, соц. положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социология кино — изучает социальные проблемы кинематографа. Возникла в начале XX в. как реакция обществознания на острый интерес к кино различных социальных слоев, вызванный массовой природой кинозрелища. С. к. исследует такие вопросы: что есть кино как… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — отрасль социологич. знания, изучающая соц. закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социология искусства — отрасль социологии, изучающая возникновение, функционирование и развитие искусства и основных его субъектов в системе общественных отношений, в конкретно историческом контексте. Своеобразие предмета С. и. состоит в особенностях «встроенностн»… …   Социологический справочник

  • Социология искусства — Sociology of art Социология искусства отрасль социологии изучающая: взаимодействие искусства и общества; структуры и функции различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию… …   Словарь бизнес-терминов

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — англ. sociology of art; нем. Kunstsoziologie. Отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных соц. групп, включенных в сферу творческой деятельности. С. и. включает в себя социологию кино, театра,… …   Энциклопедия социологии

  • Социология искусства —         смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… …   Большая советская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (sociology of art) область социологического анализа, направленного на объекты визуального искусства и иногда на музыку, театр, кино и литературу. В этом смысле ее потенциальный диапазон концепций и теорий весьма разнообразен: марксистский и… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к. – функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»