- Таджикской ССР кинематография
«Дохунда».
Режиссёр Б. Кимягаров.
(Егдор Т. М. Сабиров.)
1956.Таджи́кской ССР кинематогра́фия. Возникла в октябре 1929, когда делегатам 3-го Чрезвычайного съезда Советов Таджикистана был показан первый киножурнал, снятый тремя энтузиастами (В. В. Кузиным, А. Шевичем и Н. Гезулиным) о приходе первого поезда в Душанбе и других знаменательных событиях в жизни молодой республики. Выпущенные позднее номера хроники положили начало периодическому киножурналу «Советский Таджикистан». В 1930 вышли короткометражные фильмы: «Хроника посевной», «На путях коллективизации», «Пять лет Советского Таджикистана» и др. Тогда же в Душанбе был организован трест «Таджиккино» для руководства кинофикацией, кинопрокатом и производством кинохроники. В республику приехали операторы В. Шевченко, В. Микшис, Б. Синеоков, режиссёр В. Хабур, сценарист Н. В. Рожков, выпускник ГИКа — первый таджикский кинорежиссер К. Я. Ярматов. В 1931 был создан творческий центр киноработников — АРРК Таджикистана. Первые документальные фильмы — «В Таджикистан пришли первые тракторы», «Коллективизация в Кокташском районе», «Краснопалочники», «Вахшстрой», «8 Марта» и другие имели большое познавательное значение, были важным средством пропаганды и просвещения. В агитфильме «Почётное право» (1932, дебют режиссёра Ярматова), посвящённом призыву в Красную Армию, игровые эпизоды сочетались с документальными съёмками.
Одно из первых произведений таджикской художественной кинематографии — фильм «Когда умирают эмиры» (1932, режиссёр Л. Печорина) показывал классовую борьбу в таджикской деревне. Значительное произведение режиссёра Ярматова — фильм «Эмигрант» (1934), показавший изменение психологии таджика-середняка в условиях социалистических преобразований. Фильм «Живой бог» (1935, режиссёры М. Е. Вернер, Д. И. Васильев) разоблачал секту исмаилитов.
В 1935 были сняты первые выпуски киножурнала «Советский Таджикистан». С 1936 регулярно выходили звуковая кинохроника и звуковые документальные фильмы. В 1936—40 вышли документальные фильмы: «Душанбе — Сталинабад», «Инженеры человеческих душ», «Джигиты солнечного Таджикистана», «Локайские лошади», «Крыша мира», «Воля народа», «Гиссарский канал», «Дорога на Памир», «Без паранджи» и др. Большим успехом пользовалась полнометражная документальная картина «Солнечный Таджикистан» (1937), посвящённая 20-й годовщине Октябрьской революции. В документальном кино в эти годы работали Г. Бахор, И. И. Барамыков, Б. Синеоков, В. Шевченко, Ф. Ишанов и др. Таджикская кинопублицистика рассказывала о переменах, происшедших в Таджикистане за годы Советской власти. Первые звуковые художественные фильмы «Сад» (режиссёр Н. В. Досталь) и «Друзья встречаются вновь» (режиссёр Ярматов) — оба 1939, рассказывали о строительстве новой социалистической жизни и дружбе народов. В 1938 началось дублирование художественных фильмов на таджикский язык (режиссёры А. Константинов, К. Олими и др.).
В годы Великой Отечественной войны в Душанбе была эвакуирована из Москвы киностудия «Союздетфильм». Были сняты художественные детские фильмы и фильмы на военно-патриотические темы: новеллы для «Боевых киносборников», «Бой под Соколом» (1942), «Лермонтов» (1943), «Новые похождения Швейка» (1943, режиссёр С. И. Юткевич), «Март — апрель» (1944) и др.; совместно с Душанбинской киностудией — фильмы «Клятва Тимура» (1942, режиссёр Л. В. Кулешов), «Сын Таджикистана» (1943, режиссёр В. М. Пронин) и «Таджикский киноконцерт» (1944. режиссёр К. Б. Минц). В первые послевоенные годы художественные фильмы не производились, создавались только документальные картины.
Производство художественных фильмов возобновилось в 1957 постановкой историко-революционного фильма «Дохунда» (по С. Айни, режиссёр Б. А. Кимягаров) о формировании революционного самосознания таджикского народа. Современной теме посвящён фильм «Мой друг Наврузов» (1957, режиссёры Ш. Киямов, Н. Литус), «Высокая должность» (1958, режиссёр Кимягаров), «Огонёк в горах» (1959, режиссёр Б. Долинов). Популярность получили комедии «Я встретил девушку» (1957, режиссёр Р. Я. Перельштейн), «Сыну пора жениться» (1960, режиссёр Т. М. Сабиров). Были выпущены фильмы на исторические темы или построенные на фольклорных мотивах и народном эпосе: «Судьба поэта» (1959, режиссёр Кимягаров) о великом поэте средневековья Рудаки, фильм-балет «Лейли и Меджнун» (режиссёры Т. Б. Березанцева, Г. Р. Валамат-заде) и фильм «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (режиссёры А. И. Бек-Назаров, Э. А. Карамян) — оба 1960, «Знамя кузнеца» (по поэме А. Фирдоуси «Шахнаме», 1961, режиссёр Кимягаров, первый широкоэкранный фильм). Строителям Вахшстроя посвящён фильм «Человек меняет кожу» (по Б. Ясенскому, 1959, режиссёр Перельштейн).
В фильме «Зумрад» (1962, режиссёры А. Р. Рахимов, А. Давидсон) впервые была поднята проблема нравственного раскрепощения современной женщины-таджички.
Одним из значительных историко-революционных фильмов в республике был фильм «Дети Памира» (1963, режиссёр В. Я. Мотыль). Средствами поэтического кино авторы рассказали о проникновении ленинских идей в жизнь далёкого и сурового Памира. Герои фильма Кимягарова «Мирное время» (по роману В. Хабура, 1964) и «Хасан-арбакеш» (по поэме М. Турсун-заде, 1966) — защитники завоеваний революции, строители новой социалистической жизни. Режиссер Сабиров экранизировал повесть Айни «Смерть ростовщика» (1967) о крушении мира бухарских богачей и ростовщиков под влиянием революционных событий в России. Другие фильмы Сабирова — «Измена» (1967) и «Разоблачение» (1970) — посвящены событиям Гражданской войны в Таджикистане.
Во второй половине 60-х и начале 70-х гг. в таджикскую кинематографию пришли выпускники ВГИКа М. Н. Касымова, М. С. Арипов, С. М. Хамидов, А. Б. Тураев, В. Б. Ахадов, Б. А. Арабов и др. Их фильмы отличались серьёзностью поиска тем, жанров, художественных средств: «Ниссо» (по П. Лукницкому, 1966, режиссёр Арипов), «Лето 1943» (1968, режиссёр Касымова), «В горах моё сердце» (режиссёр Арипов) и «Встреча у старой мечети» (режиссёр Хамидов) — оба 1969, «Джура Саркор» (1970, режиссёр Касымова), «Легенда тюрьмы Павиак» (режиссёр Хамидов) и «Третья дочь» (режиссёр Тураев) — оба 1971.
Постановка нравственных проблем стала содержанием фильмов режиссёров старшего поколения: «Под пеплом огонь» (1967, режиссёр Рахимов), «Как велит сердце» (1968) и «Одной жизни мало» (1975) — оба режиссёра Кимягарова. Ставились и музыкальные комедии («Белый рояль», 1969, режиссёр М. Махмудов) и др.
В экранизациях произведений национального эпоса актуальное звучание приобрели извечные проблемы — борьба добра и зла, противоборство сил войны и мира, столкновение любви и ненависти: «Сказание о Рустаме» (1971), «Рустам и Сухраб» (1972), «Сказание о Сиявуше» (1977) — все режиссёра Кимягарова. Ставшее традиционным обращение к историко-революционной тематике было продолжено в фильмах «Тайна забытой переправы» (1974, режиссёр Хамидов), «Осада» (1978, режиссёр Арипов), «Встреча в ущелье смерти» (1980, режиссёр Сабиров). Среди фильмов других жанров и тематики: «Звезда в ночи» (1973, режиссёры Рахимов, И. Усов) о выдающемся таджикском писателе и мыслителе XIX в. Ахмаде Донише, фильм-притча «Первая любовь Насреддина» (1978, режиссёр Тураев). В области детского кино в республике работают режиссёры Ахадов, Арабов, Касымова и др.
На рубеже 80-х гг. в таджикское кино пришло новое поколение режиссёров: Д. Худоназаров — «Юности первое утро» (1979, телефильм), «В талом снеге звон ручья» (1983); Ю. Х. Юсупов — «Преступник и адвокаты» (1981); О. С. Тулаев — «Любовь моя — революция» (1982).
В центре внимания документального кино Таджикистана 60—80-х гг. — человек труда, мир его мыслей и чувств. Для этого периода характерны поиски нестереотипных средств выразительности, новых жанров, наличие индивидуального взгляда, широта тематики. Среди фильмов: «Здравствуй, Таджикистан!» (1960), «Четыре песни о Таджикистане» (1964) и «Певец родной земли» (1968) — все режиссёра Кимягарова, «В бригаде новатора» (1964) и «Источник жизни» (1965) — оба режиссёра и оператора В. В. Кузина, «Таджикистан строится» (1967) и «Колыбель моих стихов» (1971, с И. Лисицким) — оба режиссёра и оператора Барамыкова, «Колыбельная» (1966, режиссёр и оператор Худоназаров), «Каменные сказания» (1968, режиссёр и оператор H. Тилляев), «Свет» (1969) и «Кино» (1970) — оба режиссёра В. Эрвайса, «Я — земля» (1971) и «Построй корабль» (1974) — оба режиссёра В. Фомина, «Хашар» (1972, режиссёр Е. Б. Кимягарова), «Мираб» (1975), «Вода» (1976) и «Третий берег Вахша» (1978) — все режиссёра Г. Р. Артыкова, «Шаг из круга» (1977, режиссёр И. Т. Азизбаев), «Диалог» (1975), «Нерабочая погода» (1978), «Мавлюда» (1979) и «Сельский учитель» (1980) — все режиссёра Б. К. Садыкова, «Нас ведёт ЛЭП» (1976, режиссёры Фомин, Садыков), «Иван-таджик» _(1975), «Расплата за предательство» (1979) и «Правда об Апрельской революции» (1980) — все режиссёра Е. В. Кузина, «Старики» (1978, режиссёр М. Ш. Юсупова), «Дахмарда» (1979, режиссёр М. А. Мансурходжаев).
С 1967 вновь стал выходить ежемесячный киножурнал «Советский Таджикистан», с 1971 — сатирический киножурнал «Калтак» («Дубинка», 4 раза в год). Более 40 художественных фильмов ежегодно дублируются на таджикский язык.
В становление и развитие таджикского кино большой вклад внесли: режиссёры — Ярматов, Кимягаров, Олими; операторы — Кузин, Барамыков, Тилляев; поэт Турсун-заде; актёры — М. Касымов, З. Дустматов, М. Вахидов. Сегодня активно работают режиссёры — Сабиров, Рахимов, Арипов, Махмудов, Касымова, Хамидов, Тураев, Ахадов, Арабов, Азизбаев, Худоназаров, Садыков; режиссёры дубляжа — А. Джураев, Д. Касымова, А. Нурматов; операторы — А. Мансуров, З. Дахте, В. Мирзаянц; художники — Д. Ильябаев, X. Бакаев, В. Салимов; документалисты — Е. Кузин, Фомин, Г. Ф. Артыков, Кимягарова, М. А. Мансурходжаев, М. Ш. Юсупова; композиторы — Ш. Сайфиддинов, З. и Т. Шахиди, Ф. Бахор, А. Одинаев, Г. Александров; актёры — С. Э. Туйбаева, А. Б. Бурханов, А. Б. Касымов, Г. Завкибеков, А. Мухамеджанов, X. Гадоев, С. и М. Н. Исаевы, X. Абдуразаков, Г. С. Абдуллаева; писатели — С. У. Улугзода, М. Миршакар, Дж. И. Икрами, Ф. Ниязи, Ф. А. Мухаммадиев и др.
В Таджикской ССР (1982) работает 1070 киноустановок государственной сети, из них в сельской местности — 796.
Литература:
Саидов Ш. С., Киямова Л. И., Таджикскому кино 50 лет, Душанбе, 1979;
Таджикский экран. Статьи. Воспоминания. Интервью, Душанбе, 1980;
Ахроров А., Азизова С., Кино Таджикистана, М., 1982.А. Ахроров.
«Зумрад».
Режиссёры А. Рахимов, А. Давидсон.
(Зумрад Т. А. Кокова.)
1962.
«Дети Памира».
Режиссёр В. Мотыль.
(Сафар Н. Хасанов,
сын судьи Акбархан О. Тулаев.)
1963.
«Ниссо».
Режиссёр М. Арипов.
(Ниссо Г. Пулатова.)
1966.
«Измена».
Режиссёр Т. Сабиров.
(Командир Красной Армии Г. Завкибеков,
Саодат З. Асанова,
Жена Н. Шомансурова.)
1967.
«Лето 1943».
Режиссёр М. Касымова.
1968.
«Сказание о Рустаме».
Режиссёр Б. Кимягаров.
(Рустам Б. Ватаев.)
1971.
«Тайна забытой переправы».
Режиссёр С. Хамидов.
(Саттор Б. Бейшеналиев.)
1974.
«Первая любовь Насреддина».
Режиссёр А. Тураев.
(Насреддин С. Абдукадыров,
Дервиш М. Вакидов.)
1978.
«Преступник и адвокаты».
Режиссёр Ю. Юсупов.
(Сиродж И. Иркаев,
его отец Б. Аннанов,
его мать Сайрам С. Сабзалиева.)
1981.
«Любовь моя революция».
Режиссёр О. Тулаев.
(Камол Абдуллаев М. Рахманов,
Иваницкий С. Демьяненко.)
1982.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.