- Типаж
типа́ж, характеристика исполнителя в кино, предполагающая особую, концентрированную социально-типическую выразительность внешнего облика и манеры игры. Термин «типаж» возник в практике новаторского советского кино 20-х гг. Под типажем подразумевался «натурально-выразительный» актёр (определение С. М. Эйзенштейна), как правило, непрофессиональный, вводившийся в фильм в качестве «необработанного» живого элемента реальной действительности. На экране он обретал функцию человеческого образа-знака предельно лаконичного социального или психологического обобщения. Примеры типажей большинство исполнителей в дозвуковых фильмах Эйзенштейна («Броненосец Потёмкин», «Октябрь»), эпизодические фигуры в фильмах В. И. Пудовкина («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»). Обращение к типажу было продиктовано необходимостью освоить естественную зримую выразительность реальной жизни и одновременно найти способы ёмкой образной характеристики человека внутри широкой панорамы исторических событий. Опыт работы с типажем (как один из аспектов формирования зримого образа человека) вошёл в режиссёрскую культуру советского и мирового кино. Слово «типаж» употребляется иногда применительно к непрофессиональному исполнителю вообще (см. «Натурщик»). С другой стороны, определение «типажный способ игры» относят и к профессиональным актёрам, предполагая детерминированность внутренней жизни создаваемого персонажа характерными чертами натурального облика и естественной реакцией актёра (обычно при таком способе игры исполнитель переносит из фильма в фильм один и тот же неизменный характер). Таким образом, возникает своего рода имитация типажа принцип, на котором основывалось, например, творчество многих популярных американских актёров 2030-х гг.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.