- ТИССЭ Эдуард Казимирович
Тиссэ́ Эдуард Казимирович (13.4.189718.11.1961), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Латвийской ССР (1947). Член КПСС с 1940. В кино с 1914 (по окончании частной студии живописи и фотографии в Лиепае), снимал хронику 1-й мировой войны. В 191618 военный корреспондент, в 191923 работал во Всероссийском фотокиноотделе, делал репортажи о событиях Гражданской войны, создавал документальные и научно-популярные фильмы. В 19181924 неоднократно снимал В. И. Ленина; позднее эти материалы вошли в документальный фильм «Владимир Ильич Ленин» (1948, Государственная премия СССР, 1949) и другие фильмы. Острота творческого видения, активность авторской позиции, чёткое монтажное осмысление материала в работах Тиссэ этого периода отразили процесс формирования принципов советского кинодокументализма и были идейно-творческой базой первых опытов Тиссэ в художественном кино. Именно документальная фактура, лаконичность и естественность стали созвучны плакатной стилистике агитфильмов «На мужицкой земле» (1920), «Серп и молот» (1921), «Голод... голод... голод» (1921) и др.
Наиболее ярко дарование Тиссэ раскрылось в сотрудничестве с режиссёром С. М. Эйзенштейном. Методы документальной съёмки нашли широкое применение в фильме «Стачка» (1925, с В. В. Хватовым) и в значительной мере определили его изобразительную стилистику, многие кадры отличались плакатностью, в композиционном построении их преобладали решения с характерным графическим ритмом, свойственным конструктивизму. Подлинным новаторством ознаменовалась работа Тиссэ над фильмом «Броненосец Потёмкин» (1925). Изображение фильма построено как единый динамический процесс с точным соотношением всех компонентов. Пространство и среда трактуются многопланово, в широком разнообразии образно выявленных фактур. Принцип стилевой целостности изображения Тиссэ последовательно претворял и в других работах. Масштабность пространственного построения кадра, монументальная обобщённость его пластического решения, экспрессивная выразительность рисунка и документальная строгость фактуры характеризовали изобразительную форму фильма «Октябрь» (1927). Иные краски использованы в фильме «Старое и новое» (1929): лента развивалась в эпическом ритме и характеризовалась живописностью, отчётливой лирической интонацией.
В 193132, находясь в командировке за рубежом в связи с изучением техники звукового кино, Тиссэ снял фильм «Да здравствует Мексика!», где строгая документальность изображения органично слита с яркой поэтической атмосферой. Своеобразным изобразительным языком отличается фильм «Александр Невский» (1938): эпическая широта композиционных построений, созвучная фресковой живописи, контрапункт чёрной и белой цветовых тем. Присущее Тиссэ мастерство образного обобщения особенно проявилось в пластическом оформлении фильма «Иван Грозный» (1-я серия, 1945, Государственная премия СССР, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск 1958). Натурные кадры, снятые Тиссэ (в павильоне снимал оператор A. Н. Москвин), отмечены пространственной ёмкостью, подчёркнутостью переднего плана, острым масштабным сопоставлением предметов. Следующими работами были фильмы «Возвращение с победой» (1948), «Встреча на Эльбе» (1949, Государственная премия СССР, 1950), «Композитор Глинка» (1952) и др. В 1956 поставил (с З. М. Аграненко) и снял фильм «Бессмертный гарнизон». Наряду с Москвиным и А. Д. Головнёй Тиссэ один из основоположников советской операторской школы. С 1921 преподавал операторское мастерство в Госкиношколе (ныне ВГИК; с 1943 профессор).
Другие фильмы:
«Сигнал» (1918, с И. Дорэд), «Так быть не должно» (1920), «Старец Василий Грязнов», «Тёплая компания» (с А. Рылло), «Кремль в прошлом и настоящем» (документальный) все 1924, «Еврейское счастье» (с Хватовым и Н. Струковым), «Золотой запас», «Лицом к селу» (с П. К. Новицким) все 1925, «Женское счастье, женское несчастье» (1929, режиссёр и оператор Тиссэ, Швейцария, документальный), «Землетрясение в Мексике» и «Москва Кара-Кум Москва» (1930, документальный), «Аэроград» (1935, с М. Е. Гиндиным и Н. Смирновым), «Бежин луг» (193537, фильм не завершён), «Страна Советов» (1937, документальный), «В горах Югославии» (1946, с Югославией), «Серебристая пыль» (1953).Сочинения:
Заметки кинооператора, в сборнике: Воспоминания о В. И. Ленине, ч. 2, М., 1957;
Кинохроника первых лет революции, в сборнике: Искусство миллионов, М., 1958;
«На том мы стоим», «Искусство кино», 1979, № 2.Литература:
Болтянский Г., Культура кинооператора, М.Л., 1927;
Эйзенштейн С., 25 и 15, в его сборнике: Избранные статьи, М., 1956;
Десять операторских биографий, М., 1978.Р. И. Маланичев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.