- ТРАУБЕРГ Леонид Захарович
Тра́уберг Леонид Захарович (р. 17.1.1902), советский режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Учился в студии Комической оперы в Петрограде. В 1919 организовал театральную студию в Одессе, в 1921 вместе с Г. М. Козинцевым Фабрику эксцентрического актёра (ФЭКС). В 192445 работал в кино с Козинцевым. Их первые фильмы, созданные с участием актёров ФЭКС, «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чёртово колесо» (1926) отличались поисками новой киноформы, открытой экспериментальностью. Режиссёры прошли сложную художественную эволюцию от фильмов «Шинель» (по Н. В. Гоголю, 1926), «С. В. Д.» (1927, на сюжет из эпохи восстания декабристов), «Новый Вавилон» (1929, о событиях Парижской Коммуны 1871) до звукового фильма «Одна» (1931), где интерес к истории, тонкое стилизаторство, метафоричность, романтическая образность предыдущих работ сменились суровой простотой в выражении современного материала. Выдающимся произведением советского кино стала трилогия о Максиме, воплотившая революционную эпоху, образ героя нашего времени, большевика, ленинца (Максим Б. П. Чирков). В фильмах «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), составляющих трилогию, глубоко раскрывалась сущность революционного движения в России. История формирования мировоззрения и характера простого рабочего парня Максима, ставшего одним из руководителей Советского государства, показала революционный путь рабочего класса России. Идейная направленность фильмов, высокое режиссёрское мастерство, яркие характеры героев определили место трилогии в золотом фонде советского кино (Государственная премия СССР, 1941). Трауберг поставил также фильмы «Актриса» (1943), «Шли солдаты» (1959), «Вольный ветер» (1961, сорежиссёр А. Тутышкин) и др.
Начав педагогическую деятельность ещё в мастерской ФЭКС в 1922, Трауберг продолжил её в Ленинградском институте сценических искусств (192634). В 196268 руководил Высшими режиссёрскими курсами в Москве. Трауберг автор книг, статей, сценариев; художественный руководитель ряда фильмов других режиссёров.
Другие фильмы:
режиссёр «Братишка» (1927, с Козинцевым), «Простые люди» (1945, с Козинцевым, выпуск на экран 1956), «Мёртвые души» (телефильм, 1960); сценарист «Жизнь в цитадели» (1948), «Вольница» (по Ф. В. Гладкову, 1956), «В мёртвой петле» (1963, при участии С. А. Тимошенко), «Два года над пропастью» (1967, с В. Дроздовым и А. Евсеевым).Сочинения:
Кинематограф в роли обличителя, в сборнике: Эксцентризм, П., 1922;
[Как я стал режиссёром], в сборнике: Как я стал режиссёром, М., 1946 (с Г. М. Козинцевым);
Когда звезды были молоды, [М., 1976];
Фильм начинается..., М., 1977;
Дэвид Уорк Гриффит, М., 1981;
Мир наизнанку, М., 1984.Литература:
Недоброво Вл., ФЭКС, М.Л., 1928;
Вайсфельд И., Г. Козинцев и Л. Трауберг. Творческий путь, [М.], 1940;
Добин Е. С., Козинцев и Трауберг, [Л.М.], 1963;
Герасимов С., Страницы автобиографии, «Искусство кино», 1965, № 8;
Юткевич С., Драгоценный дар художника, там же, 1977, № 3;
Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.