- УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович
Урусе́вский Сергей Павлович (23.12.190812.11.1974), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Член КПСС с 1942. В 1929 окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум, в 1935 Институт изобразительных искусств (бывший Вхутеин, мастерская В. А. Фаворского). В кино с 1935. Был ассистентом оператора. Первая самостоятельная работа фильм «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1941). В 194243 фронтовой оператор, участвовал в съёмках фильм «69-я параллель» (1942), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943). Снял художественный фильм «Поединок» (1945), «Синегория» (1946). Первый значительный успех фильм «Сельская учительница» (1947, Государственная премия СССР, 1948) обусловлен новаторским подходом к решению проблем светопластической трактовки изображения. Последовательно экспериментируя, Урусевский выявил широкое тональное богатство изображения, создал впечатляющую атмосферу кадра, добился многоплановости в передаче пространства, живописной обобщённости и тонкой нюансировки светового рисунка. В процессе работы над фильмами «Алитет уходит в горы» (1950), «Кавалер Золотой Звезды» (1951, Государственная премия СССР, 1952), «Возвращение Василия Бортникова» (1953), «Урок жизни» (1955), «Первый эшелон» (1956, с Ю. И. Екельчиком), продолжая разработку приёмов живописной трактовки изображения, Урусевский начал освоение новых средств композиционной выразительности, а также цвета. Итогом этих поисков был фильм «Сорок первый» (1956), отличавшийся целостностью изобразительной формы, поэтичностью цветовых решений, образным воплощением атмосферы действия. Важнейший этап творчества Урусевского составляют фильмы, снятые в сотрудничестве с режиссером М. К. Калатозовым. В фильме «Летят журавли» (1957) Урусевский продемонстрировал новые принципы композиционной трактовки кадра. Новаторское использование короткофокусной оптики и съёмки ручной камерой, оригинальность динамических приёмов позволили Урусевскому создавать психологически заострённые зрительные образы, достигать эффекта соучастия зрителя в происходящем на экране (так называемая субъективная камера). В фильме «Неотправленное письмо» (1960) проявилось умение Урусевского придать реалистической фактуре изображения поэтическую тональность, стремление органически вписать героев в реальную среду. Особым своеобразием отличается изобразительное решение фильма «Я Куба» (1964, с Кубой). Фильм снимался только ручной камерой с применением сверхкороткофокусной оптики и характеризовался необычайной пространственной ёмкостью кадра, остротой композиционной выразительности. Поставил фильм «Бег иноходца» (1970, оператор Урусевский) и «Пой песню, поэт!» (1973, Урусевский оператор и соавтор сценария).
Литература:
Голдовская М., Десять операторских биографий, М., 1978;
И мастерство и вдохновенье, «ИК», 1980, № 3;
Баталов А., Снимающий художник, «ИК», 1982, № 2.
Р. И. Маланичев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.