- Федеративной Республики Германии кинематография
«Генерал дьявола».
Режиссёр Х. Койтнер.
(Удете К. Юргенс.)
1955.Федерати́вной респу́блики Герма́нии кинематогра́фия. В 1946 в западных зонах Германии были основаны фирмы «Камера», «Реаль-фильм», «Глория-фильм». В 1947 вышел первый художественный фильм «В те дни» (режиссер X. Койтнер) о жизни немецкого народа в период фашизма. Многие фильмы конца 40-х гг. были посвящены трагическим событиям военного времени и послевоенным трудностям: «Между вчера и завтра» (1947, режиссер X. Браун) о судьбе политического эмигранта, «Долог путь» (1948, режиссер X. Б. Фредерсдорф) о расовых преследованиях при нацизме.
В 1948 по соглашению с американскими прокатными фирмами в Западную Германию хлынул поток американских картин (до 1960 ежегодно около 200 американских фильмов). После образования ФРГ в сентябре 1949, в условиях конкуренции с продукцией Голливуда большинство фирм, в том числе новые («Штудио-45», «Ойфоно», «Фильмауфбау», «Домник»), основной упор делали на чисто развлекательную продукцию, эксплуатируя традиционные жанры: комедии — «Амико» (1949, режиссер Г. Т. Буххольц), «Фанфары любви» (1951, режиссер К. Хофман), «Тётка Ютта из Калькутты» (1953, режиссер К. Г. Кюльб); приключенческой и уголовной драмы — «Поездка в Марракеш» (1949, режиссер Р. Айхберг), «Фальшивомонетчики за работой» (режиссер Л. Аготай) и «Тигр Акбар» (режиссер Г. Пиль) — оба 1951; мелодрамы — «Мечтательные уста» (1953, режиссер И. фон Баки); ревю и оперетты — «Последний вальс» (1954, режиссер А. М. Рабенальт) и др.
Введение в 1949 цензуры, призванной контролировать соблюдение «конституционных принципов» в кино, не приостановило растущего выпуска сомнительных по трактовке темы «военных» комедий («Микош выступает», режиссер И. А. Хюблер-Кала, и «Верный гусар», режиссер Р. Шюндлер, — обе 1952) и так называемых фильмов «о родине» (Heimatfilme), носивших откровенно шовинистический характер («Вернись», 1953, режиссер А. Браун; «Свадебные колокола», 1954, режиссер Г. Вильдхаген), и т. п. В целом до начала 60-х гг. общий уровень кинопродукции оставался низким, интерес представляли лишь работы: Койтнера — «Генерал дьявола» (1955) — суровое осуждение фашизма при одновременной попытке реабилитации гитлеровского генералитета и «Капитан из Кёпеника» (1956, в советском прокате «Сила мундира») — острая сатира на прусскую военщину; Хофмана — «Мы — вундеркинды» (1959) — попытка решения антифашистской темы в форме политического обозрения-бурлеска, «Привидения в замке Шпессарт» (1960) и «Прекрасные времена в Шпессарте» (1968) — пародия на политические нравы и мораль ФРГ периода так называемого экономического чуда; В. Штаудте — «Ярмарка» (1960) и «Мужская компания» (1964, ФРГ — СФРЮ) — исследование идеологии и практики фашизма и «Розы для господина прокурора» (1959) — острая критика деятельности бюрократического аппарата ФРГ; Р. Тиле — «Девица Розмари» (1958) — сатирическое обличение моральной коррупции в стране. В эти же годы увеличился выпуск реакционных военно-пропагандистских фильмов, а также откровенно милитаристских лент. В это же время, несмотря на протесты общественности, вновь стал работать режиссер Ф. Харлан, активно сотрудничавший с нацистами. Среди других фильмов этого периода — экранизации: «Регина» (по Г. Кёлеру, 1956, режиссер Браун), «Признания авантюриста Феликса Круля» (по Т. Манну, 1957, режиссер Хофман), «Хлеб ранних лет» (по Г. Бёллю, 1961, режиссер Г. Весели), «Нибелунги» (по мотивам немецкого эпоса, 1966, режиссер X. Райнль), «Райнсберг» (по К. Тухольскому, 1967, режиссер Хофман), «Грек ищет гречанку» (по Ф. Дюрренматту, 1966, режиссер Тиле).
Низкое качество многих фильмов, конкуренция телевидения и зарубежных кинокомпаний привели к падению посещаемости кинотеатров и сокращению выпуска фильмов (76 в 1961 и 56 в 1966).
Попытка выйти из кризиса путём повышения художественного уровня кинематографии, отказа от штампов и схем «кинематографа отцов» была предпринята уже в середине 60-х гг. группой молодых кинематографистов, подписавших в 1962 «Оберхаузенский манифест». Их фильмы, резко отличавшиеся от стандартной коммерческой продукции, затрагивали темы кризиса буржуазного общества, изнанки «экономического чуда», конфликта поколений. Среди представителей этого направления, получившего позднее название «молодое немецкое кино», режиссеры: А. Клуге — «Прощание с прошлым» (1966), «Артисты под куполом цирка: беспомощны» (1967); Ф. Шлендорф — «Молодой Тёрлес» (1966), «Убийство случайное и преднамеренное» (1967); Р. В. Фасбиндер — «Катцельмахер» (1969), «Торговец четырёх времён года» (1971); В. Херцог — «Признаки жизни» (1967); У. Шамони — «Это» (1966); П. Шамони — «Охота на лисиц запрещена» (1966); X. Зенфт — «Спокойный бег» (1967); И. Шаф — «Татуировка» (1967); М. Ферхёвен — «О’кей!» (1970); П. Флайшман — «Охотничьи сцены в Нижней Баварии» (1969); В. Вендерс — «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым ударом» (1971).
Представители «молодого немецкого кино» внесли принципиальный вклад в обновление тематики и развитие художественных средств киноискусства. Однако некоторые из них в начале 70-х гг. ушли в коммерческое кино, другие продолжают работу вне рамок каких-либо направлений. Клуге поставил обличающий неофашистские тенденции фильм «Сильный Фердинанд» (1975). Среди многочисленных фильмов Фасбиндера, многие из которых он ставил на киностудиях Западного Берлина или для телевидения, — экранизация романа А. Дёблина «Берлин, Александерплац» (1979), «Третье поколение» (1979) об истоках и сущности политического терроризма в ФРГ. Последние работы режиссёра — «Замужество Марии Браун» (1978), «Лили Марлен» и «Лола» (1981), «Смятение Вероники Фосс» (1982) — свидетельствовали о его значительном творческом росте. Шлендорф снял фильм «Поруганная честь Катарины Блюм» (по Бёллю, 1975, с М. фон Тротта) о западногерманских политических нравах, «Жестяной барабан» (по роману Г. Грасса, 1979), а также политический фильм «Фальшивка» (1981) на материале событий в Ливане. Большой резонанс получили фильмы Херцога — «Агирре, гнев божий» (1972), «Каждый за себя и бог против всех» (1974), «Стеклянное сердце» (1976), «Строшек» (1977), «Войцек» (1978), «Фицкарральдо» (1981). Тема разобщённости людей звучит в фильмах В. Вендерса «Ложное движение» (1975), «С течением времени» (1976), «Американский друг» (1977), «Состояние дел» (1982). Активно работают женщины-режиссеры: X. Зандерс-Брамс — «Генрих» (1975), «Германия, бледная мать» (1979); фон Тротта — «Второе пробуждение Кристы Клагес» (1977), «Сестры, или Баланс счастья» (1979), «Свинцовые времена» (1981), «Чистое безумие» (1982); X. Зандер — «Редуперс» (1978). Основная тема их фильмов — борьба за эмансипацию женщин в буржуазном обществе.
Традиции «молодого немецкого кино» продолжают в конце 70-х гг. студенты и выпускники Высшей школы кино и телевидения в Мюнхене. В группе «Молодые мюнхенцы» объединились режиссёры, отвергающие прямолинейность так называемого агитационно-пропагандистского кино и отстаивающие принцип художественности: Д. Греф («Дорогой гость», 1979), М. Фербенбек («Линда», 1979), М. Серафини, И. Рёдль и др. В конце 70-х гг. в ФРГ появились фильмы так называемого маргинального кино, анализирующие причины асоциального поведения определённой части молодёжи, не желающей приспосабливаться к буржуазно-капиталистическому образу жизни. Наиболее значительный среди них — фильм режиссера Н. Кюккельмана «Последние годы детства» (1980). Среди других лент — «Нож в голове» (1978, режиссер Р. Хауфф), «Конец радуги» (режиссер У. Фриснер) и «Последняя любовь» (режиссер И. Энгштрём) — обе 1979. Пролетарскую тему в кино разрабатывает режиссер В. Шрётер. Его фильм «Палермо или Вольфсбург» (1979) — правдивый рассказ о трудной судьбе рабочего-итальянца в ФРГ.
В 70-е гг. основную массу продукции по-прежнему составляют развлекательные ленты, создаваемые такими режиссёрами, как А. Форер («И дождь смывает все следы», 1973, «Молчание в лесу», 1977), X. Райнль («Воспоминание о будущем», 1970, «Замок Губертус», 1973), X. Бом, Б. Борнхаузер, Э. Хофбауэр, а также порнографические и «просветительные» ленты режиссер О. Колле и др.
В 70-е гг. был снят ряд фильм о нацистском периоде в истории Германии, авторы которых (режиссеры Г. Ю. Зиберберг, И. Фест и др.) под предлогом «изучения феномена» личности фашистского фюрера в той или иной степени пытались реабилитировать нацизм и его вождя. Скандальную известность приобрёл снятый с американскими фирмами фильм «Штайнер — железный крест» (1976—79, режиссер 1-й серии С. Пекинпа). Эта лента, претендующая на объективность в освещении событий 2-й мировой войны на Восточном фронте и даже на пацифизм, на деле была панегириком фашистскому вермахту.
В начале 80-х гг. в ФРГ насчитывалось свыше 3 тыс. кинотеатров (в 1959 — 7 тыс.). В стране существует система государственного финансирования кинематографии. С 1964 функционирует «Кураторий молодого немецкого кино», поддерживающий работы начинающих режиссёров. На производство многих картин средства выделяются также телевизионными компаниями. Кинопромышленники объединены в «Союз немецких продюсеров игровых фильмов» (Висбаден).
В кино ФРГ работали в 40—60-х гг. актёры К. Юргенс, О. В. Фишер, М. Шелл, X. Рюман, Г. Фрёбе, Н. Тиллер, X. Франк, X. Мессемер, Л. Пульвер, К. Х. Бём, X. Буххольц, X. Крюгер и др.; в конце 60-х и в 70-е гг. — Р. Фоглер, Б. Мира, К. Кинский, Б. Ганц, X. Шигулла, С. Бруно, X. Грим, И. Кавен, Б. Зукова и др. Ведущие операторы: Ф. Бен-Грунд, Г. Брукбауэр, Б. Монди, И. Оберберг, К. Раутенфельд, Ф. А. Вагнер, Р. Ангст, О. Шнирх, Ф. Рат, Ж. Ванденберг, Т. Маух, Р. Мюллер, М. Бальхауз, X. Шварценбергер, И. Шмидт-Райтвайн.
Среди документалистов: О. Домник — «Вилли Баумайстер» (1954), «Дорога мечты всего мира» (1958); М. и Б. Гржимек — «Нет места для диких зверей» (1956), «Серенгети не должен умереть» (1959); Ф. Подманицкий —«Диктаторы» (1961); X. Шонгер — «Рай без греха» (1963); К. Шедерайт — «У Америки много обликов» (1963); X. Вире — «О чём умолчали сводки вермахта» (1964); X. Домник — «Панамерикана — дорога мечты всего мира» (1968); И. Бауэр — «Олимпия, Олимпия» (1972); Г. Карник и В. Рихтер — «Привет из Некарсульма» (1975); Р. Шюбель — «Борьба рабочих» (1972, с Т. Галлером), «Юбилей — нашей фирме 50 лет» (1976); С. Лукши — «Галстуки для Олимпии» (1976); Л. Айсхольц — «Счастье — это прекрасно» (1973), «Карин и Ральф» (1976); Л. Моммарц — «Как будто это Бекет» (1976); К. Вайзенборн, М. Вульфес — «Профессионалы», и др. Ведущим мастером мультипликационного кино является Э. Хушерт, основавший в 1974 собственную фирму «Хушерт реаль-фильм». В области мультипликации работают также режиссер Хунгер, Урке, Хербст, Ойшер и др.
В ФРГ выходят хроникальные киножурналы «Ufa — Magazin», «Blick in die Welt», «Zeit Lupe». Смотры работ молодых режиссёров проводятся на международных кинофестивалях в Оберхаузене и Мангейме. Творческие кадры для кино готовят Высшая школа кино и телевидения в Мюнхене (основана в 1967) и Институт кинообразования в Ульме (основан в 1962). Научно-исследовательская работа проводится в Немецком институте киноведения в Висбадене. Журналы, посвящённые кино: «Filmkritik» (с 1957), «Film — Echo Filmwoche» (с 1948), «Cinema» (с 1977), «Film and TV — Kameraman» (c 1951), «Filmfaust» (c 1976), «Stars» (c 1978), ежегодник «Jahrbuch des Films» (c 1958). Среди ведущих критиков: У. Грегор, Э. Паталас, В. Бергхан, Ю. Вебер, Ф. Графе, В. Клисс, М. Деллинг, Д. Мантей, К. Эдер, Т. Митчерлих.
Литература:
Туровская М., Фердинанд и другие, «ИК», 1978, № 11;
Хауф Р., Дегенхардт Ф. И., Антифашистский фильм в ФРГ сегодня, там же, 1975, № 10;
Рюлике-Вайлер К., Средства массовой информации в ФРГ и неофашизм, там же, 1979, № 5;
Краснова Г., Социальная проблематика в фильмах «молодого кино» ФРГ, в книге: Мифы и реальность, в. 7, М., 1981;
её же, Мария, Криста, Маргарет, Бэби и другие, «СЭ», 1981, № 20;
Fraenkel Н., Unsterblicher Film, [Bd 1—2], Münch., 1956—57; Gregor U., Geschichte des Films ab 1960, Munch., 1978, S. 122—184; Pflaum H. G., Prinzlег Н. Н., Film in der Bundesrepublik Deutschland, Munch.—W., 1979; Pleyer P., Deutscher Nachkriegsfilm 1946—48, Munster, 1965; его же, Nationale und soziale Stereotypen im gegenwartigen deutschen Spielfilm, [Munster], 1968; Deutsches Filmjahrbuch, Bd 1—3, Wiesbaden, 1955—59; Hembus J., Bandmann C., Klassiker des deutschen Ton-films, Munch., 1980.Н. А. Егорова.
«Капитан из Кёпеника».
Режиссёр Х. Койтнер.
(Фойгт Х. Рюман.)
1956.
«Девица Розмари».
Режиссёр Р. Тиле.
(Актёры Н. Тиллер и К. Раддау.)
1958.
«Признания авантюриста Феликса Круля».
Режиссёр К. Хофман.
(Слева Круль Х. Буххольц.)
1957.
«Мы вундеркинды».
Режиссёр К. Хофман.
1959.
«Ярмарка».
Режиссёр В. Штаудте.
1960.
«Спокойный бег».
Режиссёр Х. Зенфт.
1967.
«Прощание с прошлым».
Режиссёр А. Клуге.
1966.
«Охота на лис запрещена».
Режиссёр П. Шамони.
1966.
«Татуировка».
Режиссёр Й. Шаф.
1967.
«Убийство случайное и преднамеренное».
Режиссёр Ф. Шлёндорф.
1967.
«Торговец четырёх времён года».
Режиссёр Р. В. Фасбиндер.
(Актёр Х. Хиршмюллер.)
1971.
«Каждый за себя, а бог против всех».
Режиссёр В. Херцог.
(Актёр Бруно С.)
1974.
«Поруганная честь Катарины Блюм».
Режиссёр Ф. Шлёндорф.
(Актриса А. Винклер.)
1975.
«Сильный Фердинанд».
Режиссёр А. Клуге.
(Актёр Х. Шуберт.)
1975.
«Второе пробуждение Кристы Клагес».
Режиссёр М. фон Тротта.
(Актриса Т. Энгель.)
1977.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.