- ХАСИМОТО Синобу
Хасимо́то Синобу (р. 18.4.1918), японский сценарист, режиссёр. Изучал искусство кинодраматургии у Мансаку Итами и стал одним из крупнейших сценаристов послевоенного японского кино. Широкую известность Хасимото принёс фильм «Расёмон» (по рассказам Рюноскэ Акутагавы, 1950). Постоянно сотрудничает с режиссёром Акирой Куросавой: «Жить» (1952), «Семь самураев» (1954), «Записки живого» (1955), «Замок паутины» (по «Макбету» У. Шекспира, 1957), «Чем хуже человек, тем лучше он спит» (1960, в советском прокате «Злые остаются живыми»), «Додэскадэн» (по сборнику новелл Сюгоро Ямамото «Город без времён года», 1970, в советском прокате «Под стук трамвайных колёс»). Аналитический метод, применённый в «Расёмоне», Хасимото повторял и в других сценариях. Среди других сценариев: «Мрак среди дня» (по книге Хироси Масаки «Суд», 1956), «На краю гибели» (в советском прокате «Пятеро под землёй») и «Убийство в лавке торговца мясом» (по пьесе Мондзаэмона Тикамацу, 1957), «Ночной барабан» (по пьесе Мондзаэмона Тикамацу «Стучи, барабан, над волнами реки Хори», 1958), «Чёрный альбом» (1960), «Харакири» (1962), «Белое и чёрное» (1963), «Самурай» (1965), «Большая белая башня» (по Тоёко Ямадзаки, 1966), «Восставший» и «Самый длинный день Японии» (1967), «Голова» (1968), «Гибель Японии» (по Саке Комацу) и «Революция человека» (1973). Хасимото часто обращался к детективной литературе, чтобы поднять остросоциальные проблемы, разоблачить жестокость полиции и армии. Хасимото отмечен многими отечественными премиями за кинодраматургию. Поставил фильмы: «Я хочу быть раковиной» (1960), «Волны и ветер с юга» (1961), «Запрещено говорить» (1963). В 1974 основал компанию «Хасимото-про», был продюсером и сценаристом фильмов «Замок на песке» (по Мацумото Сэйтё, 1974), «Гора Хакода» (по Дзиро Нитта, 1977).
И. Ю. Генс.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.