- Coppola, Francis Ford
- • КО`ППОЛА (Coppola) Фрэнсис Форд(р. 7.4.1939)амер. режиссёр, продюсер, сценарист. По происхождению итальянец. Окончил Калифорнийский ун-т. В 1962 стал ассистентом реж. Р. У. Кормена, а в 1963 пост. ф. "Безумие 13", после чего вернулся к ассистентуре. В 1966 на волне молодёжного бунта снял комедию "Ты теперь большой мальчик". Её относит, успех и поддержка актёра Ф. Астера помогли К. получить право на крупную постановку - экранизацию мьюзикла "Радуга Файниана" (1968). В 1969 он снял по собств. сц. психологич. драму "Люди дождя" (пр. Мкф в Сан-Себастьяне) о поисках контактов между людьми, жизнь к-рых по разным причинам сложилась неудачно. Сенсацией стал след. фильм К.- "Крёстный отец" (по М. Пьюзо, 1972, пр. "Оскар") - история клана нью-йоркской мафии, трактованная по модели семейной саги. Точная реконструкция быта послевоен. Америки, причудливое сочетание патриархальности нравов с кровавым противоборством гангстерских банд, яркое исполнение центр. ролей - главы клана (актёр М. Брандо) и его сына и наследника (актёр А. Пачино) - сделали эту картину значит, явлением киноиск-ва. В 1974 К. пост. ф. "Разговор" (гл. пр. Мкф в Канне), где Дж. Хэкмен сыграл специалиста по подслушиванию конфиденц. разговоров. Актуальность звучания картины была обострена скандальным "уотергейтским" делом. Затем К. вновь вернулся к теме мафии, поставив ф. "Крёстный отец, II" (1974, пр. "Оскар"). Картина сопоставляла жизнь старшего основателя клана в юношеские годы, для к-рого преступная деятельность была единств, способом выжить в иммигрантских трущобах, со зрелостью его сына, ведущего своё "дело" по законам большого бизнеса, неотличимым от законов преступного мира. Царящие в этом мире и пронизывающие всё общество коррупция, предательство, насилие в конечном итоге разрушают изнутри некогда единую семью. В 1976 - 1979 К. работал над ф. "Апокалипсис сегодня" (гл. пр. и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1979) об амер. агрессии во Вьетнаме. Разоблачит, пафос, особенно ощутимый во впечатляющих эпизодах насилия, чинимого армией США, был несколько ослаблен псевдофилософской концовкой. К. был сценаристом большинства своих картин, а также ф. "Паттон" (1970, с Э. Нортом, пр. "Оскар" за лучший сц.), "Великий Гэтсби" (по Ф. С. Фицджеральду, 1974) и др. Учёт идейно-худож. конъюнктуры и незаурядное коммерч. чутьё позволили К. добиться относит, финансовой независимости и помочь ряду молодых кинематографистов (членов т. н. клана К.) сделать первые шаги в кино. В 1982 пост. ф. "От всего сердца", в 1983 - "Аутсайдеры".◘ Gelmis J., The film director as superstar, Garden City, 1970; Jacobs D., Hollywood Renaissance, N. Y.- L., 1977; Kolker R. P., A cinema of loneliness: Penn, Kubrick, Coppola, Scorsese, Altman, N. Y.- Oxf., 1980.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.