- КОППОЛА Фрэнсис Форд
Ко́ппола Фрэнсис Форд (Coppola) (р. 7.4.1939), американский режиссёр, продюсер, сценарист. По происхождению итальянец. Окончил Калифорнийский университет. В 1962 стал ассистентом режиссёра Р. У. Кормена, а в 1963 поставил фильм «Безумие 13», после чего вернулся к ассистентуре. В 1966 на волне молодёжного бунта снял комедию «Ты теперь большой мальчик». Её относит, успех и поддержка актёра Ф. Астера помогли Коппола получить право на крупную постановку экранизацию мьюзикла «Радуга Файниана» (1968). В 1969 он снял по собственному сценарию психологическую драму «Люди дождя» (премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне) о поисках контактов между людьми, жизнь которых по разным причинам сложилась неудачно. Сенсацией стал следующий фильм Коппола «Крёстный отец» (по М. Пьюзо, 1972, премия «Оскар») история клана нью-йоркской мафии, трактованная по модели семейной саги. Точная реконструкция быта послевоенной Америки, причудливое сочетание патриархальности нравов с кровавым противоборством гангстерских банд, яркое исполнение центральных ролей главы клана (актёр М. Брандо) и его сына и наследника (актёр А. Пачино) сделали эту картину значительным явлением киноискусства. В 1974 Коппола поставил фильм «Разговор» (главная премия международного кинофестиваля в Канне), где Дж. Хэкмен сыграл специалиста по подслушиванию конфиденциальных разговоров. Актуальность звучания картины была обострена скандальным «уотергейтским» делом. Затем Коппола вновь вернулся к теме мафии, поставив фильм «Крёстный отец, II» (1974, премия «Оскар»). Картина сопоставляла жизнь старшего основателя клана в юношеские годы, для которого преступная деятельность была единственным способом выжить в иммигрантских трущобах, со зрелостью его сына, ведущего своё «дело» по законам большого бизнеса, неотличимым от законов преступного мира. Царящие в этом мире и пронизывающие всё общество коррупция, предательство, насилие в конечном итоге разрушают изнутри некогда единую семью. В 19761979 Коппола работал над фильмом «Апокалипсис сегодня» (главная премия и премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне, 1979) об американской агрессии во Вьетнаме. Разоблачительный пафос, особенно ощутимый во впечатляющих эпизодах насилия, чинимого армией США, был несколько ослаблен псевдофилософской концовкой. Коппола был сценаристом большинства своих картин, а также фильмов «Паттон» (1970, с Э. Нортом, премия «Оскар» за лучший сценарий), «Великий Гэтсби» (по Ф. С. Фицджеральду, 1974) и др. Учёт идейно-художественной конъюнктуры и незаурядное коммерческое чутьё позволили Копполе добиться относительной финансовой независимости и помочь ряду молодых кинематографистов (членов так называемого клана Коппола) сделать первые шаги в кино. В 1982 поставил фильм «От всего сердца», в 1983 «Аутсайдеры».
Литература:
Gelmis J., The film director as superstar, Garden City, 1970;
Jacobs D., Hollywood Renaissance, N.Y.L., 1977;
Kolker R. P., A cinema of loneliness: Penn, Kubrick, Coppola, Scorsese, Altman, N.Y.Oxf., 1980.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.