Эстонской ССР кинематография

Эстонской ССР кинематография
«Жизнь в цитадели».

«Жизнь в цитадели».
Режиссёр Г. Раппапорт.
1948.

Эсто́нской ССР кинематогра́фия. В конце XIX в. в г. Пярну показывались «живые картинки» (разные типы проекций, упоминаются с 1891). Первые киносеансы состоялись в Таллине и Тарту в 1896. Аппаратура братьев Люмьер появилась в 1897 и использовалась для демонстрации короткометражных фильмов зарубежного производства. С 1907 начал работать стационарный кинотеатр в Таллине, а с 1909—11 — в уездных городах. Первые киносъёмки осуществлены в 1908 в Таллине, в 1910 — в Пярну французскими кинофирмами «Пате», «Гомон» и «Эклер». В 1912—14 тартуский фотограф И. Пяэзуке запечатлел различные события, показывая их как документальные и видовые фильмы. Он же поставил в 1913—14 первый эстонский игровой фильм «Охота на медведя в Пярну-маа» — сатирическую комедию, высмеивавшую немецких баронов. При некоторых кинотеатрах были свои кинооператоры, снимавшие сюжеты хроники. С именами таллинских фотографов братьев И. и П. Парикас, Т. и К. Мярска связана деятельность первой кинофирмы «Эстония-фильм» (1920—32), выпускавшей хроникальные (117 выпусков), учебные и рекламные фильмы, а также короткометражные игровые ленты. В 20-х — начале 30-х гг. небольшие частные студии и любительские клубы выпустили около 25 игровых фильмов. Полнометражные художественные фильмы «Тени прошлого» (1924, режиссёр Б. Кузбок, оператор К. Мярска) в романтической приключенческой форме отображал борьбу эстонского народа против тевтонских рыцарей в XIII в. Затем были поставлены фильмы «Доллары» и «Невесты-калеки» (1929, оператор Мярска), приключенческий фильм «Румму Юри» (1929, режиссёр И. Лооп, оператор Мярска). Ряд лент поставили также режиссёры Б. Яаникоск (Борисов), Кузбок, Т. Лутс. В фильмах снимались любители и театральные актёры. Первый звуковой фильм «Золотой паук» снял в 1930 Мярска, который использовал установки звукозаписи самодельной конструкции. В 30-х гг. выпускались преимущественно еженедельные киножурналы (звуковые с 1936), «культурфильмы» и видовые фильмы. Во второй половине 30-х гг. кинопроизводство сосредоточилось на студии «Ээсти культуурфильм», получившей государственную дотацию. Однако существенного вклада в Эстонскую кинематографию эта студия не внесла, так как в годы её деятельности началась фашизация буржуазной Эстонии. Ценность сохранили лишь снятые Мярска документальные фильмы «Празднества в Печорах» (1936), «Виды острова Осмус-саар» (1936—37), «Сланцы» (1938), а также фильм «XI праздник песни» (1938), созданный группой кинематографистов.

После восстановления Советской власти в Эстонии (1940) студия «Ээсти культуурфильм» была национализирована и в 1941 преобразована в Эстонскую студию кинохроники (Таллин). В 1940 вышла хроника июльских событий — полнометражный документальный фильм «Воля народа», в создании которого участвовали Мярска, В. Парвель и др. Используя материалы, ранее снятые эстонскими операторами, ленинградские кинематографисты создали полнометражный фильм «Эстония» (1941, режиссёр В. Беляев).

После Великой Отечественной войны была восстановлена Таллинская киностудия (с 1963 — «Таллинфильм»), где наряду с мастерами кино старшего поколения (Мярска, Парвель) работали кинематографисты московской и ленинградской студий — операторы С. Школьников, В. Томберг и В. Горбунов, режиссёры А. Мандрыкин, Н. Долинский и В. Невежин. Первоначально фильмы монтировались в Ленинграде на «Ленфильме». Московские кинематографисты создали цветной полнометражный документальный фильм «Поющий народ» (1947) и фильм-обозрение «Советская Эстония» (1946, 1950 — цветной вариант). Документальные фильмы первых послевоенных лет отражали важные события экономической и культурной жизни республики («Первый колхоз в Эстонии», 1948, «Декада эстонской литературы», 1950, «В колхозе “Уус элу”», 1951, «Возрождённый Кренгольм», 1952). Со второй половины 50-х гг. начали творческую деятельность кинематографисты Р. Касесалу, В. Андерсон, М. Дороватовский и др. Во второй половине 60-х гг. как режиссёры документального кино дебютировали операторы А. Сёэт, X. Роозипуу, Т. Кузьмин, В. Маак, П. Тооминг, М. Каск и Р. Маран, режиссёр Ю. Тамбек и П. Пуке. С 60-х гг. (фильмы Андерсон «Встречи на улице», 1960, «Здравствуйте, девушки», 1962) в документальном кино наметилось стремление к проникновению во внутренний мир человека, углублённому философскому осмыслению взаимоотношений людей и важнейших проблем современности. Документальные фильмы составляют значительную и наиболее зрелую часть эстонской кинематографии (в 70-х гг. выпускалось до 15 лент в год). Были созданы фильмы, посвящённые важнейшим событиям в истории Эстонии («Солнцеворот», 1968), техническим и производственным проблемам («Эльдорадо», режиссёр Тамбек, 1971). В ряде картин средствами художественного портрета выражалось отношение к жизненным ценностям («511 лучших фотографий с Марса», режиссёр Сёэт, 1968; «Годы», режиссёр Тооминг, 1977), проводились социально-критические наблюдения («Чужой пот», 1973, «За плугом», 1976, — обе режиссёра М. Мююра; «Прядильщицы», 1976, режиссёр Андерсон; «Иванов день», 1978, режиссёр Сёэт; «Если обманешь поле...», 1981, режиссёр Э. Сяде), запечатлевались путешествия («Белая земля Эндерби», 1969, режиссёры Сёэт, Каск; «Там, где жил Хемингуэй», 1964, режиссёр С. Школьников) и события культурной жизни («Леэло», 1969, режиссёр Мююр). Созданы биографические фильмы о жизни и деятельности эстонских революционеров («Виллу», 1970, режиссёр Андерсон), участников Движения Сопротивления («Я готов, я иду...», 1967, режиссёр Школьников), творцов искусства («Эдуард Вийральт», 1968, режиссёр Тамбек; «Николай Кормашов, год 1969-й», режиссёр Андерсон; «А. Х. Таммсааре», 1971—74, «Юхан Лийв», 1975, — оба режиссёра Пукса; «Воскресные художники», 1979, режиссёр М. Соосаар). К числу лучших фильмов о республике относятся ленты «Эстонская ССР» (1971, режиссёр Сёэт) и «Добро пожаловать» (1974, режиссёр Пуке). Получили признание фильмы о спорте («Десятиборцы», 1971, режиссёры Пуке, Роозипуу; «Pentathlon moderne», 1974, режиссёр Пуке; «100 метров на спине в сопровождении камерного оркестра», 1978, режиссёр Роозипуу, и др.). О парусной регате XXII Олимпийских игр вышел фильм «Таллин-80» (1980, режиссёры Сёэт, В. Куйк). В конце 70-х гг. дебютировали режиссёры документальных фильмов X. Спеэк, Ю. Силларт, Э. Сяде, П. Симм, Л. Ильвес, Р. Таммет, М. Ратае, Т. Эльме. Одним из важных выразительных средств в эстонском документальном кино стала музыка, написанная композиторами А. Маргусте, И. Рандалу, Я. Ряэтс, К. Синк, А. Цыльдмяэ и В. Тормис.

«Таллинфильм» выпускает также ежегодно 1—2 научно-популярных фильма. Среди них: «Крепость в море» (1968, режиссёр Касесалу), «Хвойное городище» (1971, режиссёр Маран), «Возвращённые ценности» (1976, режиссёр Маран). Созданы и этнографические фильмы, отображающие жизнь угро-финских народов: «За северным ветром» (1970) и «Ветры Млечного пути» (1977) — оба режиссёра Л. Мери. С 1944 выходит киножурнал «Советская Эстония» (в 70-е гг. 24 номера в год; на 1 января 1981 — 1229 номеров). Своей лаконичностью, широким тематическим охватом явлений современной жизни, профессиональным операторским и режиссёрским мастерством киножурнал «Советская Эстония» завоевал в конце 50-х гг. всесоюзное признание.

Эстонские художественные фильмы первых послевоенных лет были поставлены на «Ленфильме» (с участием эстонских актёров и на основе эстонской драматургии). Первая картина — «Жизнь в цитадели» (по пьесе А. Якобсона, 1948, режиссёр Г. Раппапорт). С 1954 Таллинская киностудия начала регулярно выпускать художественные фильмы собственными силами (первый — цветной фильм-концерт «Когда наступает вечер...», 1955, режиссёр А. Мандрыкин). Основная тема художественного кино 50-х гг. — противопоставление старого и нового образа жизни. В 1959 создан первый широкоэкранный фильм «Капитан первого ранга» (по А. С. Новикову-Прибою, режиссёр Мандрыкин) и кинокомедия «Озорные повороты» (режиссёры Ю. Кун, К. Кийск), переснятая в 1961 в первый в СССР панорамный художественный фильм «Опасные повороты». Достижения в области художественного кино в 60—70-е гг. связаны с творчеством молодых режиссёров (Ю. Мююр, Л. Лайус, В. Кяспер, Кийск, Г. Кроманов, А. Круусемент). Для фильмов этих лет характерны обращение к значительным социальным проблемам («Оглянись в пути», режиссёр Кийск, 1964), углублённый психологический анализ («Ледоход», режиссёр Кийск, 1962; «С вечера до утра», режиссёр Лайус, 1963; «Парни одной деревни», режиссёр Мююр, 1962). В создании сценариев (в основном по мотивам своих произведений) участвуют эстонские писатели: А. Хинт (с А. Борщаговским), Ю. Смуул, П. Куусберг, Л. Промет, А. Саар, Э. и В. Беэкман, А. Валтон, М. Траат, Э. Ветемаа, М. Унт, В. Гросс, Т. Каллас. Значительное место занимают экранизации произведений эстонских классиков. Среди лучших фильмов: «Новый Нечистый из преисподней» (по А. Таммсааре, 1964, режиссёры Кроманов, Мююр), «Что случилось с Андресом Лапетеусом?» (сценарист П. Куусберг, по своему роману, 1966, режиссёр Кроманов), «Весна» (по О. Лутсу, 1970, режиссёр Круусемент), «Школа господина Мауруса» (по роману Таммсааре «Правда и справедливость», 1976, режиссёр М. Микивер). В этот период поставлен антифашистский философский фильм «Безумие» (1969, режиссёр Кийск), романтико-иронический приключенческий фильм «Последняя реликвия» (1970, режиссёр Кроманов), глубокие психологические киноисследования «Родник в лесу» (1974) и «Хозяин Кырбоя» (1980) — оба режиссёр Лайус, историко-революционная кинодрама «Цену смерти спроси у мёртвых» (1978, режиссёр Кийск). В конце 70-х гг. вышли научно-фантастические фильмы «Отель “У погибшего альпиниста”» (1979, режиссёр Кроманов) и «Дознание пилота Пиркса» (1980, режиссёр М. Пестрак, с ПНР). Удачными дебютами молодых режиссёров стали фильмы о недавнем прошлом — социально-психологические драмы «Гнездо на ветру» (1979, режиссёр О. Неуланд), «Что посеешь,...» (1981, режиссёр П. Симм). В художественном кино дебютировали во второй половине 70-х гг. режиссёры Я. Тооминг, П. Урбла, X. Мурдмаа, Т. Тахвель, операторы А. Руус, В. Блинов, режиссёр-оператор М. Соосаар, художник Т. Вирве. Значительный вклад в эстонское художественное кино внесли операторы Ю. Гаршнек, М. Дороватовский, X. Рехе, Силларт и А. Ихо, художники Р. Раамат, X. Клаар, Л. Верник, П. Линцбах. Литовский оператор А. Моцкус снял на «Таллин-фильме» картины «Ледоход» и «Лесная легенда». В фильмах играли видные театральные актёры, принёсшие в киноискусство традиции эстонского театра. Среди актёров — Ю. Ярвет, Л. Ульфсак, Э. Киви, Э. Кулль, Т. Карк, А. Лундвер и М. Гаршнек (Халласте). Музыку для кино пишут композиторы Б. Кырвер, А. Пярт, Я. Ряэтс, Э. Тамберг, В. Тормис, Л. Веэво, Л. Сумера и др.

Возникновение кукольной мультипликации (плоской и объёмной), занимающей значительное место в эстонском киноискусстве, относится к концу 50-х гг. Вначале мультфильмы ставились для детей, а впоследствии стали ставиться и для взрослых (в основном сатирического характера). Детские фильмы поставил Э. Туганов («Отть в космосе», 1961, «Жеребёнок в яблоках», 1981), он же поставил сатирические фильмы «Талант» (1963), «Кошки-мышки» (1965), «Парк» (1966), «Автомобилисты» (1972), «Сувенир» (1977, первый советский стереомультфильм), а также фильмы «Осёл, селёдка и метла» (1969), «Кровавый Джон» (1974) и «Джуфа» (1979), отмеченные мягким юмором. Режиссёр X. Парс, начавший ставить мультфильмы в 1963 («Маленький мотороллер»), вывел действующих лиц своих фильмов (кукол) на натуру (серия фильмов о приключениях оператора Кыпса, 1964—68, «Вот так чемпионы!», 1971), достиг обобщений лаконичными средствами («Гвоздь», 1972). Мультипликационные фильмы эстонских кинематографистов с успехом шли почти в 40 странах мира.

В 1972 под руководством художника Р. Раамата возникла эстонская рисованная мультипликация. Она опирается на традиции и достижения современного эстонского изобразительного искусства и карикатуры. Первая значительная режиссёрская работа Раамата — фильм «Полёт» (1973). Удачно использованы средства живописи в фильмах Раамата «Стрелок» (1976), «Антенны во льдах» (1977) и «Поле» (1978). Фильм «Большой Тылл» (1980) является своеобычной и современной интерпретацией режиссёром (Раамат), художником (Ю. Аррак) и композитором (Сумера) эстонских народных легенд. Остроумные фильмы режиссёра П. Пярна «Круглый ли земной шар?» (1977), «Зелёный медвежонок» (1979), «Некоторые упражнения для самостоятельной жизни» (1980) рождены виртуозным почерком Пярна-карикатуриста. Традициям эстонской карикатуры верны и фильмы режиссёра А. Пайстика «Мелочь» (1976), «Сон технократа» (1977), серия фильмов о Клабуше («Клабуш, Нипи и Злая Рыба», 1979, и др.). Индивидуальность стиля художника-живописца А. Кесккюла выявляется в его режиссёрских работах («Заяц», 1976, и др.). Первый художественный фильм для телевидения «Актёр Йоллер» (режиссёр В. Аруоя, сценарист Ю. Ярвет) создан в 1960 на основе телеспектакля. В 1965 основана студия «Эстонский телефильм». Большая часть телефильмов — экранизации литературных произведений («В суровый край», 1965, режиссёры В. Химбек, А. Кивиряхк; «Акварели одного лета», 1966, режиссёр Аруоя; «Ультиматум Матильды, или Кто написал “Домового”», 1981, режиссёр Э. Керге, видеозапись, и др.). Созданы многосерийные телефильмы «Затемнённые окна» (1968), «Год рождения» (1977—78) и «Политические страсти» (1979—80) — все режиссёра Каска. Ставятся музыкальные фильмы и фильмы-концерты.

Работает бюро «Эстонский реклам-фильм» (основано 1967) — крупнейшая в СССР студия рекламного фильма (ежегодно создаётся свыше 200 фильмов).

Изучение вопросов теории киноискусства осуществляется в Институте истории АН Эстонской ССР. Среди киноведов: В. Тобро, И. Козенкраниус, В. Паас, Т. Эльманович, Я. Руус, В. Гросшмидт. Издаются рекламные издания «Kino» (с 1956) и «Ekraаn» (с 1959). С 1982 выходит журнал «Theater. Muusika. Kino». Орган творческих союзов (в том числе СК Эстонии) — газета «Sirp ja vasar» («Серп и молот», с 1940).

Актёров для кино готовят учебные студия при киностудии «Таллинфильм» и кафедра сценического искусства при Таллинской консерватории. СК Эстонии создан в 1962 (оргбюро — в 1958) в Таллине.

В 1982 в республике насчитывалось 612 киноустановок (в городах 104, в деревнях 508). В Таллине проводятся недели фильмов советских республик, социалистических и капиталистических стран; с 1980 учреждён фестиваль фильмов Советской Эстонии.

Литература:
История советского кино, т. 3—4, М., 1975—1978;
Кийск С., Ожившие сказки, пер. с эст., Таллин, 1977;
Эльманович Т. В., Образ факта. От публицистики к фильму на эстонском телевидении, М., 1975;
Бельчиков Р. Х., Кино Эстонии, М., 1981;
Kosenkranius I., Eesti kino minevi-kuradadelt, Tallinn, 1964;
его же, Film ja aeg, Tallinn, 1974;
Tobro V., Kirjandus ja film, Tallinn, 1972;
Paas V., Olnud ajad, Tallinn, 1980.

Я. Руус.

«Озорные повороты».

«Озорные повороты».
Режиссёры Ю. Кун, К. Кийск.
(Вайке — Т. Луйк,
Антс — Х. Лиепинь.)
1959.

«Капитан первого ранга».

«Капитан первого ранга».
Режиссёр А. Мандрыкин.
1959.

«Ледоход».

«Ледоход».
Режиссёр К. Кийск.
(Лаас — Х. Лаур,
Пеетер — А. Халлик,
Хаске — В. Скулме.)
1962.

«Новый Нечистый из преисподней».

«Новый Нечистый из преисподней».
Режиссёры Г. Кроманов, Ю. Мююр.
(Новый Нечистый — Э. Салулахт,
Святой Пётр — Ю. Ярвет.)
1964.

«Школа господина Мауруса».

«Школа господина Мауруса».
Режиссёр М. Микивер.
1976.

«Время жить, время любить».

«Время жить, время любить».
Режиссёр В. Кяспер.
(Актёры М. Клоорен, А. Зарс.)
1977.

«Дознание пилота Пиркса».

«Дознание пилота Пиркса».
Режиссёр М. Пестрак (с ПНР).
(Пиркс — С. Десницкий.)
1980.

«Хозяин Кырбоя».

«Хозяин Кырбоя».
Режиссёр Л. Лайус.
(Актёры К. Михкельсон, Л. Петерсон.)
1980.

«Что посеешь...».

«Что посеешь...».
Режиссёр П. Симм.
1981.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Эстонской ССР кинематография" в других словарях:

  • Советская кинематография — советская кинематография. Победа Октябрьской революции положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Советское кино началось с хроники: операторы документалисты, тогда ещё работавшие на частных студиях, запечатлевая дни… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 …   Википедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) — Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия в области литературы и искусства …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Кинематограф Эстонии — Кинематограф Эстонии  киноискусство и киноидустрия Эстонии. Содержание 1 История 1.1 Раннее кино 1.2 В советское время …   Википедия

  • Ленобласть — Координаты: 60°00′00″ с. ш. 32°00′00″ в. д. / 60° с. ш …   Википедия

  • Ленинградская область — Координаты: 60°03′ с. ш. 31°45′ в. д. / 60.05° с. ш. 31.75° в. д.  …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»