- Бардем Хуан Антонио
Барде́м Хуан Антонио, Бардем Муньос (Bardem Muños) (р. 2.6.1922), испанский режиссёр, сценарист. Член КПИ. По образованию инженер-агроном. В 1947 занимался в Институте изучения и практики кинематографии в Мадриде. В 1951 с Л. Г. Берлангой поставил фильм «Эта счастливая пара» историю из жизни бедняков, окрашенную юмором. Известность пришла с фильмом «Добро пожаловать, мистер Маршалл!» (1952, режиссёр Берланга, сценарий Бардема и Берланга, премия Каннского кинофестиваля, 1953). Первый самостоятельный фильм «Комедианты» (1953) о нелёгкой судьбе странствующих актёров. Наиболее значительные фильмы Бардема «Смерть велосипедиста» (1955, премия Каннского кинофестиваля), разоблачающий нравственную ущербность высших кругов испанского общества, и «Главная улица» (1956, премия кинофестиваля в Венеции) реалистичное описание застойного бездуховного быта испанской провинциальной буржуазии. Фильм «Месть» (1957, премия Каннского кинофестиваля, 1958), задуманный как социальная драма современного испанского крестьянства, по настоянию франкистской цензуры был переделан в любовную историю. Затем Бардем отошёл от острых актуальных проблем, в 1959 он поставил фильм «Сонаты» (по Валье Инклану, испанско-мексиканское производство), в 1960 фильм «В 5 часов пополудни» (по пьесе А. Састре «Удар рога») о судьбе матадора. После фильма «Невинные» (1962), сделанного в Аргентине, Бардем, возвращаясь к прежней тематике, снял фильм «Никогда ничего не происходит» (1963), проникнутый откровенным пессимизмом. Ленты следующего периода «Механическое пианино» (1965), «Варьете» (1970), «Таинственный остров» (1971, с А. Кольпи, телефильм), «Совращение Крис Миллер» (1972), «Власть желания» (1976) носят развлекательный характер.
Изменение политической ситуации в стране (после смерти Франко) способствовало возрождению творчества Бардема, его обращению к современным проблемам. В 1976 он поставил фильм «Мост» («Конец недели», главная премия Московского кинофестиваля, 1977), отразивший жизнь новой Испании, избравшей путь демократизации; в 1979 снял политический фильм «Семь дней в январе» (главная премия Московского кинофестиваля), основанный на реальном событии убийстве террористами в январе 1977 адвокатов, защищавших интересы рабочих. В своих фильмах занимает активную антифашистскую позицию. В 1982 поставил фильм «Предупреждение» о Г. Димитрове (специальная премия кинофестиваля в Карлови-Вари, НРБСССРГДР).
Литература:
Кинорежиссер X. А. Бардем, М., 1965.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.