- Де Сика Витторио
Де Си́ка Витторио (De Sica) (7.7.190113.11.1974), итальянский актёр, режиссёр. Родился в семье мелкого служащего. Учился в Высшем коммерческом институте. С 1924 выступал на сцене в комедиях и водевилях. В кино с 1918, но активно снимался с 1931 (фильм «Старая госпожа»). В фильмах режиссера М. Камерини «Что за подлецы эти мужчины» (1932), «Дам миллион» (1934) и «Господин Макс» (1937) Де Сика создал привлекательные образы молодых жизнерадостных итальянцев шофёра, газетчика и др. В 1940 поставил свои первые фильмы «Алые розы» (с Дж. Амато) и «Маддалена, ноль за поведение», в 1941 «Тереза-Пятница», в 1942 «Гарибальдиец в монастыре». В этих лирических комедиях Де Сика выступал также как сценарист и исполнитель главных ролей. Реалистический фильм «Дети смотрят на нас» (1943), рассказывавший о страданиях заброшенного родителями ребёнка, столкнувшегося с лицемерным и эгоистичным миром взрослых, прозвучал вызовом фашистской кинематографии и был отрицательно встречен официальной прессой. Этот фильм положил начало многолетнему творческому содружеству Де Сика с Ч. Дзаваттини. В 1946 Де Сика поставил фильм «Шуша», посвящённый актуальной в послевоенной Италии теме детской беспризорности. Развивая художественные принципы неореализма, одним из зачинателей которого Де Сика являлся, он создал свои самые значительные фильмы: «Похитители велосипедов» (1948, премия «Оскар», 1949, и др.), посвященный трагедии безработицы; «Чудо в Милане» (1950, главная премия международного кинофестиваля в Канне и премия ФИПРЕССИ) о бездомных миланских бедняках; «Умберто Д.» (1951) о трагедии одинокой необеспеченной старости в буржуазном обществе. В фильме «Крыша» (1956) режиссёр вновь поднял острую социальную тему, призывал к солидарности людей труда. В 1960 Де Сика экранизировал роман А. Моравиа «Чочара». В центре фильма, проникнутого страстным протестом против фашизма и войны, стоит образ Чезиры, простой итальянки, испытавшей ужасы войны. В 1961 совместно с Дзаваттини поставил сатирический фильм «Страшный суд» в той же манере «реалистической сказки», что и «Чудо в Милане», в 1962 антивоенный фильм «Затворники Альтоны» (по Ж. П. Сартру). Творчеству Де Сика одинаково близки психологическая глубина, высокий драматизм и вместе с тем гротеск, острая сатира, лёгкая, изящная комедийность. Работы Де Сика отличают высокое мастерство, тонкий художественный вкус и такт, безупречность актёрских ансамблей.
Де Сика снялся более чем в 150 фильмах. В 4050-е гг. его герои чаще всего стареющие донжуаны «Хлеб, любовь и фантазия», «Вилла Боргезе»; болтуны-адвокаты «Двоеженец», «Страшный суд»; опустившиеся аристократы «Золото Неаполя». В фильме «Генерал Делла Ровере» (1959) Де Сика сыграл роль Бер-тоне, спекулянта и мошенника, сотрудничавшего с фашистами, которые с провокационной целью заставляют его выдавать себя за героя Сопротивления генерала Делла Ровере. Актёр раскрыл сложный путь перерождения Бертоне, принявшего на себя высокую миссию борца с фашизмом.
Среди наиболее значительных работ режиссёра в 60-е гг. фильмы с участием известных итальянских актёров С. Лорен и М. Мастроянни: «Вчера, сегодня, завтра» (1963, премия «Оскар», 1964), «Брак по-итальянски» (по пьесе Э. Де Филиппе «Филумена Мартурано», 1964). В 1969 Де Сика поставил фильм «Подсолнухи» (с советскими кинематографистами), в 1970 «Сад Финци-Контини» (по Дж. Бассани, главная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, премия «Оскар», 1971), в котором показал историю молодых представителей аристократического общества, вовлечённых в кровавую драму фашизма. В 1972 поставил социальную комедию «Мы назовём его Андреа».
Другие фильмы:
Режиссёр «Вокзал Термини» (1953), «Золото Неаполя» (1954), новелла «Лотерея» (в фильме «Боккаччо-70», 1961), «Бум» (1963), «За Лисом» (1965, США), «Новый мир» (1966, Франция), новелла «Вечер, как другие» (в фильме «Колдуньи», 1966), «Семь раз женщина» (1967, США), «Любовники», (1968), новелла «Лев» (в фильме «Пары», 1970), «Короткий отпуск» (1973, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1974), «Поездка» (по Л. Пиранделло, 1974).Литература:
Похитители велосипедов. (Запись по фильму), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1958;
Дзаваттини Ч., «Умберто Д.». От сюжета к фильму, перевод с итальянского, М., 1960;
Богемский Г., Витторио Де Сика, М., 1963.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.