- ДЕ СИКА Витторио
- • ДЕ СИ`КА (De Sica) Витторио(7.7.1901 - 13.11.1974)итал. актёр, режиссёр. Род. в семье мелкого служащего. Учился в Высш. коммерч. ин-те. С 1924 выступал на сцене в комедиях и водевилях. В кино с 1918, но активно снимался с 1931 (ф. "Старая госпожа"). В ф. реж. М. Камерини "Что за подлецы эти мужчины" (1932), "Дам миллион" (1934) и "ГосподинМакс (1937) Де С. создал привлекат. образы молодых жизнерадостных итальянцев - шофёра, газетчика и др. В 1940 (пост. свои первые ф.- "Алые розы" (с Дж. Амато) и "Маддалена, ноль за поведение", в 1941 - "Тереза-Пятница", в 1942 - "Гарибальдиец в монастыре". В этих лирич. комедиях Де С. выступал также как сценарист и исполнитель гл. ролей. Реалистич. ф. "Дети смотрят на нас" (1943), рассказывавший о страданиях заброшенного родителями ребёнка, столкнувшегося с лицемерным и эгоистичным миром взрослых, прозвучал вызовом фаш. кинематографии и был отрицательно встречен офиц. прессой. Этот ф. положил начало многолетнему творч. содружеству Де С. с Ч. Дзаваттини. В 1946 Де С. пост. ф. "Шуша", посвященный актуальной в послевоен. Италии теме детской беспризорности. Развивая худож. принципы неореализма, одним из зачинателей к-рого Де С. являлся, он создал свои самые значит. ф.: "Похитители велосипедов" (1948, пр. "Оскар", 1949, 9 и др.), посв. трагедии безработицы; "Чудо в Милане" (1950, гл. пр. Мкф в Канне и пр. ФИПРЕССИ) о бездомных миланских бедняках; "Умберто Д." с (1951) о трагедии одинокой необеспеченной старости в буржуазном обществе. В ф. "Крыша" (1956) режиссёр вновь поднял острую социальную тему, призывал к солидарности людей труда. В 1960 Де С. экранизировал роман А. Моравиа "Чочара". В центре ф., проникнутого страстным протестом против фашизма и войны, стоит образ Чезиры, простой итальянки, испытавшей ужасы войны. В 1961 совм. с Дзаваттини пост. сатирич. ф. "Страшный суд" в той же манере "реалистич. сказки", что и "Чудо в Милане", в 1962 - антивоен. ф. "Затворники Альтоны" (по Ж. П. Сартру). Творчеству Де С. одинаково близки психологич. глубина, высокий драматизм и вместе с тем гротеск, острая сатира, лёгкая, изящная комедийность. Работы Де С. отличают высокое мастерство, тонкий художественный вкус и такт, безупречность актёрских ансамблей.Де С. снялся более чем в 150 фильмах. В 40 - 50-е гг. его герои чаще всего стареющие донжуаны - "Хлеб, любовь и фантазия", "Вилла Боргезе"; болтуны-адвокаты - "Двоеженец", "Страшный суд"; опустившиеся аристократы - "Золото Неаполя". В ф."Генерал Делла Ровере" (1959) Де С. сыграл роль Бертоне, спекулянта и мошенника, сотрудничавшего с фашистами, к-рые с провокац. целью заставляют его выдавать себя за героя Сопротивления генерала Делла Ровере. Актёр раскрыл сложный путь перерождения Бертоне, принявшего на себя высокую миссию борца с фашизмом. Среди наиболее значит, работ режиссёра в 60-е гг.- ф. с участием известных итал. актёров С. Лорен и М. Мастроянни: "Вчера, сегодня, завтра" (1963, пр. "Оскар", 1964), "Брак по-итальянски" (по пьесе Э. Де Филиппо "Филумена (Мартурано", 1964). В 1969 Де С. пост. ф. "Подсолнухи" (с сов. кинематографистами), в 1970 - "Сад Финци-Контини" (по Дж. Бассани, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, пр. "Оскар", 1971), в к-ром показал историю молодых представителей аристократич. об-ва, вовлечённых в кровавую с драму фашизма. В 1972 пост, социальную комедию "Мы назовём его Андреа". Др. ф.: режиссёр - "Вокзал Термини" (1953), "Золото Неаполя" (1954), новелла ("Лотерея" (в ф. "Боккаччо-70", 1961), "Бум" (1963), "За "Лисом"" (1965, США), "Новый мир" (1966, Франция), новелла "Вечер, как другие" (в ф. "Колдуньи", 1966), "Семь раз женщина" (1967, США), "Любовники", (1968), новелла "Лев" (в ф. "Пары", 1970), ("Короткий отпуск" (1973, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1974), "Поездка" (по Л. Пиранделло, 1974).♦ Похитители велосипедов. (Запись по фильму), в сб.: Сценарии итал. кино, М., 1958; Дзаваттини Ч., "Умберто Д.". От сюжета к фильму, пер. с итал., М., 1960; Богемский Г., Витторио Де Сика, М., 1963.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.