- Екельчик Юрий Израилевич
Еке́льчик Юрий Израилевич (18.9.190717.4.1956), советский оператор. Член КПСС с 1946. В 1931 окончил Киевский киноинститут. Операторское искусство Екельчика формировалось в сотрудничестве с режиссерами А. П. Довженко и И. А. Савченко: фильмы «Иван» (1932, с Д. П. Демуцким и М. М. Глидером), «Щорс» (1939), «Богдан Хмельницкий» (1941, Государственная премия СССР, 1942). В этих работах Екельчик проявил себя мастером сложных изобразительных построений, трактованных романтически приподнято и поэтически проникновенно. Пластическое решение кадра отличалось живописностью, тщательной разработкой всех компонентов, значительной эмоциональной нагрузкой, богатством изобразительной символики. Особым мастерством отмечены кадры натурных съёмок, решённые масштабно, с эпической широтой и монументальной выразительностью. В подобной же манере сняты фильмы «Партизаны в степях Украины» (1943), «Сталинградская битва» (1949, Государственная премия СССР, 1950), «Первый эшелон» (1956, закончен С. П. Урусевским). Своеобразным изобразительным языком отличаются комедийные фильмы «Свадьба» (1944), «Весна» (1947), «Ревизор» (1952), «Мы с вами где-то встречались» (1954). Им присущи композиционная стройность кадра, эффективная декоративность рисунка, живописная светотень. Екельчик первый советский оператор, осуществивший экспериментальные широкоэкранные съёмки.
Другие фильмы:
«Хрустальный дворец» (1934), «Большая игра» (1935).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.