- Дюра Маргерит
Дюра́ Маргерит, Дюрас (Duras) (р. 4.4.1914), французская писательница, сценарист, режиссёр. Училась в Парижском университете. Как романист дебютировала в 1943. Некоторые из её романов экранизированы режиссерами: Р. Клеманом «Плотина на Тихом океане» (1957); П. Бруком «Модерато кантабиле» (1960); Т. Ричардсоном «Моряк с Гибралтара» (1967); Ж. Дассеном «В половине одиннадцатого летним вечером» (1967).
Сценарий фильмов «Хиросима, моя любовь» (1959, режиссер А. Рене) и «Столь долгое отсутствие» (1961, режиссер А. Кольни), а также поставленный ею фильм «Музыка» (1967, с П. Севаном) выдвинули Дюра в число ведущих деятелей французского кино. Большинство её фильмов с сюжетной точки зрения представляют развитие тех или иных линий её романа «Похищение Лолы фон Штейн» (1964). Дюра стремится в своём творчестве к разрушению роли и функции сюжета, осуществляя такую «деконструкцию» также путём переработки одного и того же произведения в соответствии с законами различных искусств. В фильме «Индийская песня» (1975), снятом по её роману и пьесе «Вице-консул», персонажи «лишаются голоса» (голос даётся за кадром, несинхронно по отношению к изображению, приём, использованный ранее в фильме «Женщина с Ганга», 1974). В фильме «Её имя Венеция в пустынной Калькутте» (1976) Дюра переносит звуковую дорожку из «Индийской песни», изменив при этом изобразительный ряд (остаются лишь голоса героев, которые не присутствуют на экране). Новации Дюра в области киноязыка, эксперименты со звуком, временем и пространством в фильмах часто оборачиваются откровенной абсолютизацией формы. Дюра выступает также как автор критических статей.
Другие фильмы:
«Разрушайте, говорит она» (1969), «Солнце жёлтое» (1971), «Натали Гранже» (1973), «Бакстер, Вера Бакстер» и «Грузовик» (1977), «Агата и безостановочное чтение» и «Человек с Атлантики» (1981).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.