- «прямое кино»
«прямо́е кино́» (франц. cinéma direct, англ. direct cinema), принятый на Западе термин, обозначающий метод создания документального фильма, который основан на наблюдении за событиями по возможности без вмешательства в их естественный ход. В теоретическом плане «прямое кино» восходит к идее Д. Вертова о запечатлении «жизни врасплох». Её практическая реализация была связана с появлением на рубеже 5060-х гг. эмульсии высокой светочувствительности, лёгкой и относительно бесшумной 16-мм киносъёмочной и звукозаписывающей аппаратуры, а также с влиянием телевизионного «прямого репортажа».
В капиталистических странах «прямое кино» явилось реакцией на официальную кинохронику, представлявшую зрителю пропагандистски-приглаженную картину реальной жизни. Представители «прямого кино» обычно отказывались от дикторского текста, широко использовали такие приёмы, как «скрытая камера», длительное наблюдение за одними и теми же людьми, запись повседневных разговоров (в отличие от принятых в документалистике интервью) и т. п., чтобы поведение людей перед камерой было естественным.
Первые опыты «прямого кино» были проведены английской группой «Свободное кино» («О, волшебная страна», 1953, режиссёр Л. Андерсон; «Мамочка не позволяет», 1956, режиссёр К. Рейс, Т. Ричардсон), а также американцем Л. Рогозиным («На Бауэри», 1956, «Вернись, Африка!», 1959) и итальянцем М. Рюсполи («Незнакомцы земли», 1961, «Взгляд на безумие», 1962, оба сняты во Франции). Метод «прямого кино» получил распространение и среди теледокументалистов. Однако социальная острота, отличавшая работы англичанина Д. Митчелла («В тюрьме», 1957, «Чикаго: первые впечатления от большого американского города», 1960) и американцев Р. Дрю и Р. Ликока («Первичные выборы», 1960, «Эдди Сакс в Индианаполисе», 1961, «Счастливый день матери», 1963), довольно быстро привела к конфликту с буржуазными телевизионными компаниями. Большей терпимостью отличалось «общественное» (некоммерческое) телевидение США, для которого Ф. Уайзмен снял цикл картин, посвящённых критике порядков в американских государственных учреждениях («Высшая школа», 1968, «Закон и порядок», 1969, «Больница», 1970, «Базовые учения», 1971, «Суд по делам несовершеннолетних», 1973, и др.).
Поскольку прокатные перспективы произведений «прямого кино» были весьма ограничены, его представители искали «выигрышные» сюжеты, в которых участвовали популярные эстрадные исполнители («Одинокий парень», 1961, режиссёры В. Кёниг, Р. Кройтер, Канада; «Что происходит? Битлз в США», 1964, режиссёры А. и Д. Мейзлс, «Не оглядывайся», 1966, режиссёры Ликок, Д. А. Пеннебейкер, «Вудсток», 1970, режиссёр М. Уодли, все США). В этом ряду такие ленты социально-критической направленности, как «Уоррендейл» (1967) канадца А. Кинга или «Торговец» (1969) братьев Мейзлс, составляли исключение. «Прямое кино» получило распространение также в Индии («Индия 1967», режиссёр С. Сухдев), Нидерландах («Обычный человек», 1963, режиссёр Б. Ханстра), Швеции («Портрет Осы», 1965, режиссёр Я. Труэлль), Японии («Забытая императорская армия», 1963, режиссёр Н. Осима) и ряде других стран.
К началу 70-х гг. крупнейшие представители «прямого кино», убедившись в ограниченных возможностях пассивного кинонаблюдения, перешли к созданию документального фильма, где этот метод перестал играть ведущую роль, либо, как Андерсон, Труэлль или Осима, стали снимать игровые картины. Принципы «прямого кино» оказали влияние на художественное решение многих игровых фильмов 6070-х гг.
Литература:
Правда кино и «киноправда», М., 1967.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.