- Dreyer, Carl Theodor
- • ДРЕ`ЙЕР (Dreyer) Карл Теодор(3.2.1889 - 20.3.1968)дат. режиссёр, сценарист. Один из создателей дат. худож. кинематографа. С 1908 работал журналистом. С 1912 на студии "Нордиск" в Копенгагене, был автором титров, монтажёром, сценаристом. В ф. "Президент" (1919), пост. в духе сентимент. мелодрамы тех лет, Д. использовал худож. возможности монтажа и крупного плана.В ф. "Страницы из книги сатаны" (1920), включавшем четыре эпизода (распятие Христа, инквизиция в ср.-век. Испании, Великая франц. революция и контрреволюция в Финляндии в 1918), пытался доказать, что источник несправедливости - политич. и религ. Нетерпимость. В этом реакц. ф. проявилось влияние на Д. контрреволюц. бурж. пропаганды. Ф. "Вдова пастора" (1920, Швеция) из жизни норв. крестьянства отмечен влиянием швед. кинематографич. школы.Сравнительно правдиво была воспроизведена атмосфера Революции 1905 - 07 в России в ф. "Заклеймённые" ("Возлюби ближнего", 1921, Германия), но революц. движение режиссёр ограничивает подпольной деятельностью студенч. кружков. В 1925 Д. пост. ф. "Уважай свою жену", разоблачающий мораль . бурж. семьи. В комедии "Невеста Гломдаля" (1926, Норвегия) показал реалистич. образы норв. бедняков. В 1927 пост. во Франции ф. "Страсти Жанны д'Арк". Борьбу и гибель нар. героини, замученной католич. церковью и англ. оккупантами, Д. изобразил как символически обобщённое столкновение прогрес. духовного начала с бесчеловечными законами церкви и гос-ва. Новаторские средства кинематографич. образности, динамич. чередование крупных планов, выразит, ракурсы отличали цельную и правдивую стилистику фильма. В 30-е гг. Д., бескомпромиссный противник коммерч. кинематографа, остался без работы. Лишь в 1943 вернулся в кино и снял один из лучших своих ф.- "День гнева" (по пьесе "Анна, дочь Петера" Вирс-Енсена). Избрав в качестве сюжетно-историч. фона "охоту на ведьм" в ср.-век. Норвегии, Д. диалектически противопоставил жизнелюбивую и искреннюю героиню её пуританскому окружению. В 1955 пост. ф. "Слово" (по К. Мунку, гл. пр. Мкф в Венеции), в к-ром проявились богоискательские тенденции, христианско-мистич. понимание "чуда". В экранизации пьесы Я. Сёдерберга "Гертруда" (1965) Д. продолжил попытки поиска высокой трагедии, стремился здесь к слиянию диалога с изобразит. решением.Значит. вклад в развитие дат. док. кино внёс Д. лентами "Помощь матерям" (1942), "Датские сельские церкви" (1947), "Торвальдсен" (1949), "Мост Сторстрём" (1950), "Замок в замке" (1954). Написал сц. для ф. реж. Й. Роса "Шекспир и Кронборг" (1950), "Реконструкция Ренне и Нексе" (1954).Работы Д. отмечены высокой кинематографич. культурой, единством худож. компонентов. Стремясь к наиболее полному раскрытию внутр. мира персонажей, Д. вводил выразит, крупные планы (особенно в период немого кино), ассоциативный монтаж, замедлил ритм внеш. действия. Большое значение Д. придавал изобразит, стороне ф., успешно решая в чёрно-белых ф. колористич. задачи с помощью чёрного, серого и белого тонов. Композиция кадра в фильмах Д. отличалась строгой целесообразностью и красотой, в костюмах и декорациях органически сочетались историч. достоверность, монументальность и обобщённый лаконизм. Д.- автор мн. теоретич. и критич. статей, собранных в кн. "О кино".Др. ф.: "Однажды" (1922), "Мнхауль" (1924, Германия), "Вампир, или Странное приключение Дэвида Грея" ("Сон Аллана Грея", 1931, Франция - Германия), Два человека" (1945, Швеция), "Опоздавшие на паром" (1948).♦ Оm filmen, Kbh., 1964; Fire film, (Kbh.), 1964.◘ Neergaard E., En filminstruktors arbejde; Carl Th. Dreyer og bans ti film, Kbh., 1940; его же, Carl Dreyer. A film director's work, (L., 1950); Semolue I., Dreyer, P., (1962); Milne Т., The cinema of Carl Dreyer, N. Y., 1971.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.