- ДРЕЙЕР Карл Теодор
Дре́йер Карл Теодор (Dreyer) (3.2.188920.3.1968), датский режиссёр, сценарист. Один из создателей датского художественного кинематографа. С 1908 работал журналистом. С 1912 на студии «Нордиск» в Копенгагене, был автором титров, монтажёром, сценаристом. В фильме «Президент» (1919), поставленном в духе сентиментальной мелодрамы тех лет, Дрейер использовал художественные возможности монтажа и крупного плана. В фильме «Страницы из книги сатаны» (1920), включавшем четыре эпизода (распятие Христа, инквизиция в средневековой Испании, Великая французская революция и контрреволюция в Финляндии в 1918), пытался доказать, что источник несправедливости политическая и религиозная нетерпимость. В этом реакционистском фильме проявилось влияние на Дрейера контрреволюционной буржуазной пропаганды. Фильм «Вдова пастора» (1920, Швеция) из жизни норвежского крестьянства отмечен влиянием шведской кинематографической школы. Сравнительно правдиво была воспроизведена атмосфера Революции 190507 в России в фильме «Заклеймённые» («Возлюби ближнего», 1921, Германия), но революционное движение режиссёр ограничивает подпольной деятельностью студенческих кружков. В 1925 Дрейер поставил фильм «Уважай свою жену», разоблачающий мораль буржуазной семьи. В комедии «Невеста Гломдаля» (1926, Норвегия) показал реалистические образы норвежских бедняков. В 1927 поставил во Франции фильм «Страсти Жанны дАрк». Борьбу и гибель народной героини, замученной католической церковью и английскими оккупантами, Дрейер изобразил как символически обобщённое столкновение прогрессивного духовного начала с бесчеловечными законами церкви и государства. Новаторские средства кинематографической образности, динамическое чередование крупных планов, выразительные ракурсы отличали цельную и правдивую стилистику фильма. В 30-е гг. Дрейер, бескомпромиссный противник коммерческого кинематографа, остался без работы. Лишь в 1943 вернулся в кино и снял один из лучших своих фильмов «День гнева» (по пьесе «Анна, дочь Петера» Вирс-Енсена). Избрав в качестве сюжетно-исторического фона «охоту на ведьм» в средневековой Норвегии, Дрейер диалектически противопоставил жизнелюбивую и искреннюю героиню её пуританскому окружению. В 1955 поставил фильм «Слово» (по К. Мунку, главная премия международного кинофестиваля в Венеции), в котором проявились богоискательские тенденции, христианско-мистическое понимание «чуда». В экранизации пьесы Я. Сёдерберга «Гертруда» (1965) Дрейер продолжил попытки поиска высокой трагедии, стремился здесь к слиянию диалога с изобразительным решением.
Значительный вклад в развитие датского документального кино внёс Дрейер лентами «Помощь матерям» (1942), «Датские сельские церкви» (1947), «Торвальдсен» (1949), «Мост Сторстрём» (1950), «Замок в замке» (1954). Написал сценарии для фильмов режиссера Й. Роса «Шекспир и Кронборг» (1950), «Реконструкция Ренне и Нексе» (1954).
Работы Дрейера отмечены высокой кинематографической культурой, единством художественных компонентов. Стремясь к наиболее полному раскрытию внутреннего мира персонажей, Дрейер вводил выразительные крупные планы (особенно в период немого кино), ассоциативный монтаж, замедлил ритм внешнего действия. Большое значение Дрейер придавал изобразительной стороне фильмов, успешно решая в чёрно-белых фильмах колористические задачи с помощью чёрного, серого и белого тонов.
Композиция кадра в фильмах Дрейера отличалась строгой целесообразностью и красотой, в костюмах и декорациях органически сочетались историческая достоверность, монументальность и обобщённый лаконизм. Дрейер автор многих теоретических и критических статей, собранных в книге «О кино».
Другие фильмы:
«Однажды» (1922), «Михаэль» (1924, Германия), «Вампир, или Странное приключение Дэвида Грея» («Сон Аллана Грея», 1931, ФранцияГермания), «Два человека» (1945, Швеция), «Опоздавшие на паром» (1948).Сочинения:
Om filmen, Kbh., 1964;
Fire film, [Kbh.], 1964.Литература:
Neergaard E., En filminstruktørs arbejde; Carl Th. Dreyer og hans ti film, Kbh., 1940;
его же, Carl Dreyer. A film directors work, [L., 1950];
Sémolue I., Dreyer, P., [1962];
Milne Т., The cinema of Carl Dreyer, N.Y., 1971.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.