Fellini, Federico

Fellini, Federico
• ФЕЛЛИ`НИ (Fellini) Федерико
(р. 20.1.1920)
   итал. режиссёр. С 1937 во Флоренции, а затем в Риме работал как журналист. Был также страховым агентом, оформителем витрин, художником-карикатуристом, репортёром. С 1940 гэг-мен в кино (ф. с участием комика Макарио). С 1942 писал сц. для коммерч. комедий и мелодрам, участвовал в работе над сц. ф. реж.: Р. Росселлини - "Рим - открытый город" (1945), "Пайза" (1946), "Франциск, менестрель божий" (1950) и "Европа-51" (1952); А. Латтуады - "Преступление Джованни Эпископо" (1947), "Без жалости" (1948), "Мельница на По" (1949); П. Джерми - "Во имя закона" (1949, в сов. прокате "Под небом Сицилии"), "Дорога надежды" (1950), "Город защищается" (1951), "Разбойник с Такка дель Лупо" (1952) и др. Эстетика неореализма оказала воздействие на становление дарования Ф. и ощутима в его первых реж. работах: "Огни варьете" (1950, с Латтуадой), "Белый шейх" (1952), "Маменькины сынки" (1953, пр. Мкф в Венеции). В центре внимания этих ф. вполне заурядные судьбы, обыденные события, банальные происшествия, совершающиеся на фоне трудной жизни послевоен. Италии. В отдельных их фрагментах уже проявилась тревожная экспрессия, свойственная таланту Ф., его ирония и его поэтичность. В них, однако, сохранялись ещё характерные для неореализма вера в близость социальных перемен, оптимистич. тональность. Мотивы неореализма были радикально переосмыслены в ф. "Дорога" (1954, в сов. прокате "Они бродили по дорогам", пр. Мкф в Венеции, пр. "Оскар", 1956). Персонажи "Дороги" - нищие бродячие циркачи, трагич. героиня ф.- смешная, трогательная и нелепая клоунесса Джельсомина (актриса Дж. Мазина, жена Ф.). Режиссёр создал полное трагизма произв. о разобщённости людей в холодном и жестоком мире, о неминуемой гибели красоты в унизительной бесперспективной борьбе за существование. Организованный по законам трагедийной притчи ф. "Дорога" был новым словом в киноиск-ве, его метафорич. структура обладала выразит. простотой и энергией. В лентах "Мошенничество" (1955) и "Ночи Кабирии" (1957, пр. "Оскар") Ф. продолжил тематику "Дороги", пристально вглядываясь в ситуации противоборства добра и зла на социальном "дне" совр. жизни. Острота идейного замысла ф., в к-ром вся структура бурж. общества просматривается глазами проститутки, мечтающей начать новую, достойную жизнь, влечёт за собой быструю смену драм, мотивов буффонно-комедийными, сатирич. красок - лирич. звучаниями, достигающими апогея в финале - в знаменитой прощальной улыбке Кабирии - Мазины. В ф. "Сладкая жизнь" (1959, гл. пр. Мкф в Канне, 1960), впервые осваивая возможности широкого экрана, Ф. создал произв., подобное грандиозной фреске. В сложно организованном потоке образов, полных сарказма, иронии и гнева, раскрывалась опустошённость и неустойчивость благополучной и пресыщенной жизни. Беспощадной критике подверглись в этой ленте не только "сливки общества" или "золотая молодёжь", но и церковь с её грандиозными мистификациями, циничная бурж. пресса с её погоней за сенсацией и потерявшая ориентиры растерянная интеллигенция. След. работа Ф.- "Восемь с половиной" (1963, гл. пр. Мкф в Москве, 1963, пр. "Оскар") - во многом автобиографичная картина, в центре к-рой фигура кинорежиссёра Гвидо Ансельми (актёр М. Мастроянни). Объектом изображения становятся здесь сокровенный процесс творчества, внутр. мир художника, чьи сны, воспоминания, фантазии перемежаются с реальными событиями и запечатлены как свободный "поток сознания" героя. Смысл этого метода, впервые применённого Ф., состоял в том, что он позволял показать, какие, подчас бесконтрольные, импульсы предопределяют движение мысли художника, в борьбе каких противоречий рождается произв. иск-ва и сколь велика ответственность его творца. Аналогичный метод проникновения во внутр. мир героини применил Ф. в своём первом цв. ф. "Джульетта и духи" (1965). Здесь Ф. исследовал драму женщины, мучимой ревностью, страдающей от разлада в личной жизни. С кон. 60-х гг. иск-во Ф. отмечено печатью углубляющихся противоречий между художником и окружающей его действительностью. Образы Ф. стали отражать этот кризис со всё более напряжённой экспрессией и изощрённой фантазией, приобретающей подчас мрачный, анокалиптич. характер. В ф. "Сатирикон Феллини" (по Петронию, 1969) тема крушения др.-рим. цивилизации прозвучала как гневное пророчество неминуемой гибели "общества потребления". Своего рода лирич. антитезой "Сатирикона Феллини" явился т/ф "Клоуны" (1970, и киновариант), ностальгически-грустное произв., где тема цирка воспринята как метафорич. выражение более широкой темы власти красоты, облагораживающей силы иск-ва. В ф. "Рим" (1972) Ф. вновь прислушивается к грозному гулу истории. Образы прошлого перетасованы здесь с образами настоящего и словно спрессованы под натиском будущего, тревожное предвестье к-рого звучит в финале фильма. В ф. "Амаркорд" (1974, пр. "Оскар"), где феномен фашизма исследуется как бы в провинц. измерении, преобладает характерная для режиссёра смесь гротескных образов и почти док. зарисовок, масштабных обобщений и бытовых реалий. Воссоздавая картины своего детства и юности, всматриваясь в анекдотически-забавный мирок итал. захолустья, Ф. саркастически воспроизвёл карикатурно-кичливый ритуал итал. фашистов, их фанфаронство, их шествия и парады. "Казанова Феллини" (1976) - вольное переосмысление мемуаров знаменитого авантюриста 18 в. Дж. Казановы. Склонность Ф. к карнавал изации истории, к гротеску и эксцентрике сочетается тут с бесстрашной готовностью всматриваться в рискованные ситуации и искать трагич. смысл в эпизодах по внешности эротических, а по существу полных глубокого пессимизма. Содержанием т/ф "Репетиция оркестра" (1979, и киновариант) стала вера в силу иск-ва, аккумулирующего в себе способность человечества сплотиться в борьбе против хаоса. Замышляя ф. "Город женщин" (1980) как сатиру, направленную против крайностей модной феминистской пропаганды, Ф. поставил перед собой задачу слишком локальную, что вызвало длинноты, самоповторения и не свойственную для его картин вялость развития действия. В 1983 пост. ф.-притчу "И корабль идёт". Для стиля Ф. характерна масштабность образов, сочетающих мифологич. универсальность и всеохватность с зрительной конкретностью. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в иск-ве Ф. причудливый, богатый оттенками сплав, в к-ром доминирует захватывающая зрителей эмоциональность. Творчеству Ф. посв. док. лента амер. реж. Г. Бахмана "Чао, Федерико!" (1969).
   Др. ф.: новелла "Брачная контора" (в ф. "Любовь в городе", 1953), новелла "Искушения доктора Антонио" (в ф. "Боккаччо-70", 1961), новелла "Тобби Даммит" (в ф. "Три шага в бреду", 1968) и "Блокнот режиссёра" (1968, т/ф).
   ♦ В рус. пер.: Делать фильм, "Иностр. лит-ра", 1981, № 9 - 11.
   ◘ Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания, пер. с итал., М., 1968; Божович В., Федерико Феллини, в его кн.: Современные западные режиссёры М., 1972; Бачелис Т. И., Феллини, М., 1972; Renzi R., Federico Fellini, Parma, 1956; Sоlmi A., Storia di Federico Fellini, Mil., 1962; Rondi В., П cinema di Fellini, Roma, 1965; Bispuri E., Federico Fellini, Roma, 1981.
   Т. И. Бачелис.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Fellini, Federico" в других словарях:

  • Fellini, Federico — born Jan. 20, 1920, Rimini, Italy died Oct. 31, 1993, Rome Italian film director. After collaborating with Roberto Rossellini on the screenplays for Open City (1945) and Paisan (1946), Fellini undertook his first solo venture in 1952. It failed,… …   Universalium

  • Fellini, Federico — (1920–1993)    Born in the provincial seaside town of Rimini, Federico Fellini began his career in the cinema as a writer for popular comedians in the 1940s. His first solo film was Lo sceicco bianco (The White Sheik, 1953), which was followed by …   Historical Dictionary of modern Italy

  • Fellini, Federico — (1920 1993)    Journalist, cartoonist, screen writer, director. The most nationally celebrated and internationally renowned of all Italian directors of the postwar period, Fellini was born and raised in the northern Italian coastal town of Rimini …   Guide to cinema

  • Fellini, Federico — (1920 1993)    Journalist, cartoonist, screen writer, director. The most nationally celebrated and internationally renowned of all Italian directors of the postwar period, Fellini was born and raised in the northern Italian coastal town of Rimini …   Historical dictionary of Italian cinema

  • Fellini, Federico — ► (1920 93) Realizador cinematográfico italiano. Colaboró con Rossellini en la redacción de algunos guiones hasta que en 1951 dirigió su primera película: Luces de variedades. En su obra destaca una influencia neorrealista. El jeque blanco (1950) …   Enciclopedia Universal

  • Fellini,Federico — Fel·li·ni (fə lēʹnē, fĕl ), Federico. 1920 1993. Italian filmmaker whose works, including La Dolce Vita (1960) and Amarcord (1973), combine social satire with elements of fantasy. * * * …   Universalium

  • Fellini, Federico —  (1920–1993) Italian film director …   Bryson’s dictionary for writers and editors

  • Fellini — Fellini, Federico …   Enciclopedia Universal

  • Federico Fellini — Données clés Naissance 20 janvier  …   Wikipédia en Français

  • Fellini — Federico Fellini Federico Fellini Naissance 20 janvier 1920 …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»