- ФЕЛЛИНИ Федерико
Фелли́ни Федерико (Fellini) (р. 20.1.1920), итальянский режиссёр. С 1937 во Флоренции, а затем в Риме работал как журналист. Был также страховым агентом, оформителем витрин, художником-карикатуристом, репортёром. С 1940 гэгмен в кино (фильм с участием комика Макарио). С 1942 писал сценарии для коммерческих комедий и мелодрам, участвовал в работе над сценариями фильмов режиссеров: Р. Росселлини «Рим открытый город» (1945), «Пайза» (1946), «Франциск, менестрель божий» (1950) и «Европа-51» (1952); А. Латтуады «Преступление Джованни Эпископе» (1947), «Без жалости» (1948), «Мельница на По» (1949); П. Джерми «Во имя закона» (1949, в советском прокате «Под небом Сицилии»), «Дорога надежды» (1950), «Город защищается» (1951), «Разбойник с Такка дель Лупо» (1952) и др. Эстетика неореализма оказала воздействие на становление дарования Феллини и ощутима в его первых режиссерских работах: «Огни варьете» (1950, с Латтуадой), «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953, премия международного кинофестиваля в Венеции). В центре внимания этих фильмов вполне заурядные судьбы, обыденные события, банальные происшествия, совершающиеся на фоне трудной жизни послевоенной Италии. В отдельных их фрагментах уже проявилась тревожная экспрессия, свойственная таланту Феллини, его ирония и его поэтичность. В них, однако, сохранялись ещё характерные для неореализма вера в близость социальных перемен, оптимистическая тональность. Мотивы неореализма были радикально переосмыслены в фильме «Дорога» (1954, в советском прокате «Они бродили по дорогам», премия международного кинофестиваля в Венеции, премия «Оскар», 1956). Персонажи «Дороги» нищие бродячие циркачи, трагическая героиня фильма смешная, трогательная и нелепая клоунесса Джельсомина (актриса Дж. Мазина, жена Феллини). Режиссёр создал полное трагизма произведение о разобщённости людей в холодном и жестоком мире, о неминуемой гибели красоты в унизительной бесперспективной борьбе за существование. Организованный по законам трагедийной притчи фильм «Дорога» был новым словом в киноискусстве, его метафорическая структура обладала выразительной простотой и энергией. В лентах «Мошенничество» (1955) и «Ночи Кабирии» (1957, премия «Оскар») Феллини продолжил тематику «Дороги», пристально вглядываясь в ситуации противоборства добра и зла на социальном «дне» современной жизни. Острота идейного замысла фильма, в котором вся структура буржуазного общества просматривается глазами проститутки, мечтающей начать новую, достойную жизнь, влечёт за собой быструю смену драматических мотивов буффонно-комедийными, сатирических красок лирическими звучаниями, достигающими апогея в финале в знаменитой прощальной улыбке Кабирии Мазины. В фильме «Сладкая жизнь» (1959, главная премия международного кинофестиваля в Канне, 1960), впервые осваивая возможности широкого экрана, Феллини создал произведение, подобное грандиозной фреске. В сложно организованном потоке образов, полных сарказма, иронии и гнева, раскрывалась опустошённость и неустойчивость благополучной и пресыщенной жизни. Беспощадной критике подверглись в этой ленте не только «сливки общества» или «золотая молодёжь», но и церковь с её грандиозными мистификациями, циничная буржуазная пресса с её погоней за сенсацией и потерявшая ориентиры растерянная интеллигенция. Следующая работа Феллини «Восемь с половиной» (1963, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1963, премия «Оскар») во многом автобиографичная картина, в центре которой фигура кинорежиссёра Гвидо Ансельми (актёр М. Мастроянни). Объектом изображения становятся здесь сокровенный процесс творчества, внутренний мир художника, чьи сны, воспоминания, фантазии перемежаются с реальными событиями и запечатлены как свободный «поток сознания» героя. Смысл этого метода, впервые применённого Феллини, состоял в том, что он позволял показать, какие, подчас бесконтрольные, импульсы предопределяют движение мысли художника, в борьбе каких противоречий рождается произведение искусства и сколь велика ответственность его творца. Аналогичный метод проникновения во внутренний мир героини применил Феллини в своём первом цветном фильме «Джульетта и духи» (1965). Здесь Феллини исследовал драму женщины, мучимой ревностью, страдающей от разлада в личной жизни. С конца 60-х гг. искусство Феллини отмечено печатью углубляющихся противоречий между художником и окружающей его действительностью. Образы Феллини стали отражать этот кризис со всё более напряжённой экспрессией и изощрённой фантазией, приобретающей подчас мрачный, апокалиптический характер. В фильме «Сатирикон Феллини» (по Петронию, 1969) тема крушения древнеримской цивилизации прозвучала как гневное пророчество неминуемой гибели «общества потребления». Своего рода лирической антитезой «Сатирикона Феллини» явился телефильм «Клоуны» (1970, и киновариант), ностальгически-грустное произведение, где тема цирка воспринята как метафорическое выражение более широкой темы власти красоты, облагораживающей силы искусства. В фильме «Рим» (1972) Феллини вновь прислушивается к грозному гулу истории. Образы прошлого перетасованы здесь с образами настоящего и словно спрессованы под натиском будущего, тревожное предвестье которого звучит в финале фильма. В фильме «Амаркорд» (1974, премия «Оскар»), где феномен фашизма исследуется как бы в провинциальном измерении, преобладает характерная для режиссёра смесь гротескных образов и почти документальных зарисовок, масштабных обобщений и бытовых реалий. Воссоздавая картины своего детства и юности, всматриваясь в анекдотически забавный мирок итальянского захолустья, Феллини саркастически воспроизвёл карикатурно-кичливый ритуал итальянских фашистов, их фанфаронство, их шествия и парады. «Казанова Феллини» (1976) вольное переосмысление мемуаров знаменитого авантюриста XVIII в. Дж. Казаковы. Склонность Феллини к карнавализации истории, к гротеску и эксцентрике сочетается тут с бесстрашной готовностью всматриваться в рискованные ситуации и искать трагический смысл в эпизодах по внешности эротических, а по существу полных глубокого пессимизма. Содержанием телефильма «Репетиция оркестра» (1979, и киновариант) стала вера в силу искусства, аккумулирующего в себе способность человечества сплотиться в борьбе против хаоса. Замышляя фильм «Город женщин» (1980) как сатиру, направленную против крайностей модной феминистской пропаганды, Феллини поставил перед собой задачу слишком локальную, что вызвало длинноты, самоповторения и не свойственную для его картин вялость развития действия. В 1983 поставил фильм-притчу «И корабль идёт». Для стиля Феллини характерна масштабность образов, сочетающих мифологическую универсальность и всеохватность с зрительной конкретностью. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в искусстве Феллини причудливый, богатый оттенками сплав, в котором доминирует захватывающая зрителей эмоциональность. Творчеству Феллини посвящена документальная лента американского режиссера Г. Бахмана «Чао, Федерико!» (1969).
Другие фильмы:
новелла «Брачная контора» (в фильме «Любовь в городе», 1953), новелла «Искушения доктора Антонио» (в фильме «Боккаччо-70», 1961), новелла «Тобби Даммит» (в фильме «Три шага в бреду», 1968) и «Блокнот режиссёра» (1968, телефильм).Сочинения:
В русском переводе: Делать фильм, «Иностранная литература», 1981, № 911.Литература:
Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания, пер. с итал., М., 1968;
Божович В., Федерико Феллини, в его книге: Современные западные режиссёры, М., 1972;
Бачелис Т. И., Феллини, М., 1972;
Renzi R., Federico Fellini, Parma, 1956;
Solmi A., Storia di Federico Fellini, Mil., 1962;
Rondi В., Il cinema di Fellini, Roma, 1965;
Bispuri E., Federico Fellini, Roma, 1981.
Т. Н. Бачелис.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.