- Flaherty, Robert
- • ФЛА`ЭРТИ (Flaherty) Роберт(16.2.1884 - 23.7.1951)амер. режиссёр. Учился в Мичиганском горном уч-ще. С 1910 исследовал канад. Заполярье, производил картографич. съёмки. С кон. 10-х гг. снимал в Гудзоновом заливе эпизоды из жизни эскимосов, объединённые в 1922 в ф. "Нанук с Севера", воссоздающем поэзию существования человека в борьбе с суровой природой. Успех этой картины позволил режиссёру заключить контракт с голливудской компанией "Парамаунт" и отправиться на острова Полинезии, где в 1923 - 24 он снимал материал для ф. "Моана южных морей" (1926). В том же году снял к/м ф. о Манхаттане "24-долларовый остров" и "История горшечника". Поскольку док. ленты Ф., принёсшие ему широкое признание, не пользовались кассовым успехом, продюсеры требовали введения в ф. игровых сюжетов. В результате две след. картины, куда вошли съёмки Ф., были завершены др. режиссёрами: "Белые тени южных морей" (1928) - У. Ван Дайком, "Табу" (1931) - Ф. В. Мурнау. Ф. был вынужден покинуть США в поисках работы. В 1932 в Великобритании с Дж. Грирсоном, главой англ. школы док. кино, снял ф. "Индустриальная Британия", один из программных ф. этой школы. Наиболее полно худож. принципы режиссёра выразились в ф. "Человек из Арана" (1934) о труде ирл. рыбаков, в к-ром поэтически воплощена тема единоборства человека с природой и одновременно слияния с ней. В 1937 Ф. выступил сорежиссёром З. Корды в игровом ф. "Маленький погонщик слонов" (по Р. Киплингу). Накануне 2-й мировой войны Ф. вернулся в США, где в 1939 - 41 снял ф. "Земля" об эрозии почвы, разорении фермеров. Хотя ф. и снимался по заказу Мин-ва сел. х-ва, он был расценён как пессимистический и непригодный для демонстрации в дни войны (не вышел и позднее). В 1948 режиссёр снял док. ф. "Луизианская история", где через восприятие мальчика показывал наступление индустр. цивилизации на земли Луизианы. Коммерч. неудача этой картины не дала возможности режиссёру продолжить работу в кино. Открытые Ф. принципы длит, кинонаблюдения, стремление воспроизвести особенности жизни разных стран и народов, не подчиняя их традиц. канонам зап. кинематографа, вошли в противоречие с коммерч. установками бурж. кинопроиз-ва и придали судьбе художника драм. характер. Картины режиссёра, финансировавшиеся, как правило, пром. компаниями или гос. учреждениями, выходили далеко за рамки рекламных задач. Они открывали новые перспективы перед док. кино-иск-вом, оказали значит, и плодотворное влияние на кинематографистов многих стран.◘ Роберт Флаэрти. Статьи. Свидетельства. Сценарии, М., 1980; Griffith R., The world of Robert Flaherty, N. Y.- Boston, 1953; Calder-Marshall A., The innocent age: the life of Robert J. Flaherty, L., 1963.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.