- ФЛАЭРТИ Роберт
Фла́эрти Роберт (Flaherty) (16.2.188423.7.1951), американский режиссёр. Учился в Мичиганском горном училище. С 1910 исследовал канадское Заполярье, производил картографические съёмки. С конца 10-х гг. снимал в Гудзоновом заливе эпизоды из жизни эскимосов, объединённые в 1922 в фильм «Нанук с Севера», воссоздающем поэзию существования человека в борьбе с суровой природой. Успех этой картины позволил режиссёру заключить контракт с голливудской компанией «Парамаунт» и отправиться на острова Полинезии, где в 192324 он снимал материал для фильма «Моана южных морей» (1926). В том же году снял короткометражный фильм о Манхаттане «24-долларовый остров» и «История горшечника». Поскольку документальные ленты Флаэрти, принёсшие ему широкое признание, не пользовались кассовым успехом, продюсеры требовали введения в фильм игровых сюжетов. В результате две следующие картины, куда вошли съёмки Флаэрти, были завершены другими режиссёрами: «Белые тени южных морей» (1928) У. Ван Дайком, «Табу» (1931) Ф. В. Мурнау. Флаэрти был вынужден покинуть США в поисках работы. В 1932 в Великобритании с Дж. Грирсоном, главой английской школы документального кино, снял фильм «Индустриальная Британия», один из программных фильм этой школы. Наиболее полно художественные принципы режиссёра выразились в фильме «Человек из Арана» (1934) о труде ирландских рыбаков, в котором поэтически воплощена тема единоборства человека с природой и одновременно слияния с ней. В 1937 Флаэрти выступил сорежиссёром З. Корды в игровом фильме «Маленький погонщик слонов» (по Р. Киплингу). Накануне 2-й мировой войны Флаэрти вернулся в США, где в 193941 снял фильм «Земля» об эрозии почвы, разорении фермеров. Хотя фильм и снимался по заказу Министерства сельского хозяйства, он был расценён как пессимистический и непригодный для демонстрации в дни войны (не вышел и позднее). В 1948 режиссёр снял документальный фильм «Луизианская история», где через восприятие мальчика показывал наступление индустриальной цивилизации на земли Луизианы. Коммерческая неудача этой картины не дала возможности режиссёру продолжить работу в кино. Открытые Флаэрти принципы длительного кинонаблюдения, стремление воспроизвести особенности жизни разных стран и народов, не подчиняя их традиционным канонам западного кинематографа, вошли в противоречие с коммерческими установками буржуазного кинопроизводства и придали судьбе художника драматический характер.
Картины режиссёра, финансировавшиеся, как правило, промышленными компаниями или государственными учреждениями, выходили далеко за рамки рекламных задач. Они открывали новые перспективы перед документальным киноискусством, оказали значительное и плодотворное влияние на кинематографистов многих стран.
Литература:
Роберт Флаэрти. Статьи. Свидетельства. Сценарии, М., 1980;
Griffith R., The world of Robert Flaherty, N. Y.Boston, 1953;
Calder-Marshall A., The innocent age: the life of Robert J. Flaherty, L., 1963.
К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.