- Ford, John
- • ФОРД (Ford) Джон (наст. имя и фам. Шон Алоизиус О'Фирна или О'Фини, O'Fearna или O'Feeney)(1.2.1895 - 31.8.1973)амер. режиссёр. По нац. (ирландец. С 1913 в Голливуде ассист. режиссёра, с 1917 режиссёр. Снял неск. десятков к/м ковбойских фильмов. В 1924 пост. эпич. вестерн "Железный конь" о стр-ве железной дороги. Этот жанр он предпочитал и в дальнейшем, стремясь к реалистич. отображению историч. событий, детальности психологич. характеристик традиц. персонажей вестерна ("Три злодея", 1926; "Дилижанс" по новелле Э. Хейкокса, 1939, в сов. прокате "Путешествие будет опасным"). Ф. обращался и к др. жанрам: ставил детективы ("Полицейский Рили", 1928, "Весь город говорит", 1935), комедии ("Вверх по реке", 1930), спортивные ("Приветствие", 1929) и воен. ф. ("Четыре сына", 1928, "Мужчины без женщин", 1930, "Потерянный патруль", 1934), историч. картины ("Мария Шотландская", 1936, "Юный мистер Линкольн", 1939), приключенческие ("Ураган", 1937) и др. ленты, с Глубиной социально-психологич. анализа отличались ф., посв. ирл. революц. движению,-"Осведомитель" (по Л. О'Фла- С эрти, 1935, пр. "Оскар") и "Плуг и звёзды"(по Ш. О'Кейси, 1937). Этапным для амер. кино стала экранизация роман; Дж. Стейнбека "Гроздья гнева" (1940 пр. "Оскар"), показавшая бедствия на рода в годы экономич. кризиса. Высокое мастерство, умение найти убедительньк формы кинематографич. воплощения лит образов позволили Ф. добиться успехг и в др. экранизациях: "Эрроусмит" (пс С. Льюису, 1931), "Долгий путь домой? ; (по Ю. О'Нилу, 1940), "Табачная доро га" (по Э. Колдуэллу) и "Как зелена былг моя долина" (по Р. Луэллину, пр. "Ос кар") - оба 1941. В 1942 - 44 Ф. работал в кинослужбе амер. армии, где снял док. ленты "Битва за Мидуэй" (1942, пр, "Оскар"), "Мы отплываем в полночь" и "7-е декабря" (с Г. Толандом, пр. "Оскар") - оба 1943, и др.Созданные в послевоен. период вестерны "Моя дорогая Клементина" (1946), "Форт Апач" (1948), "Она носила жёлтук ленту" (1949), "Рио-Гранде" и "Фургонщик" (1950), "Отправившиеся на поиски" (1956), снятые в Ирландии "Тихий человек" (1952, пр. Мкф в Венеции, и пр. "Оскар", 1953) и "Восход луны" (1957), историч. лента "Солнце светит ярко" (1953) свидетельствовали о высоком профессионализме режиссёра, его приверженности традиционным жанрам. Для Ф. была характерна определённая консервативность социально-этической позиции. Вместе с тем демократия, идеалы, защитником к-рых он себя считал, побудили режиссёра выступить с острой критикой расизма ("Сержант Ратледж", 1960), а также внести свой вклад в пересмотр мифологии вестерна ("Человек, который пристрелил Либерти Вэланса", 1962, "Осень чейеннов", 1964). Пост. св. 100 фильмов. Последние работы Ф.- лента "Семь женщин" (1966), к/м док. ф. "Чести" (съёмки 1968 и 1970, выпуск 1976). В 1971 П. Богданович снял п/м док. ф. "Поставлено Джоном Фордом", в к-рый были включены фрагменты из картин режиссёра, интервью с его ближайшими сотрудниками и др. документы. В том же году на Мкф в Венеции получил почётную пр. в связи с ретроспективой его фильмов.◘ Эйзенштейн С. М., Мистер Линкольн мистера Форда, Избр. произв., т. 5, М., 1968; Mitry J., John Ford, t. 1 - 2, P., 1954; Kezich Т., John Ford, Parma, 1958; Bogdanovich P., John Ford, Berk., 1978; Sinclair A., John Ford, L., 1979.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.